Железо как защита – еврейские запреты наших бабушек
Известно, что в еврейском предании железу приписывается защитная сила. Поэтому куски железа, а иногда и настоящее оружие (шпагу, кинжал, нож) клали под подушку роженице, а позднее – возле детской колыбели (у мизрахим – ножницы под подушку, а на одежду малышу – булавку). Особенно эффективным оружием против демонов считался нож для обрезания. Согласно народным поверьям, ночь перед обрезанием была особенно опасной для младенца и матери, которая часто держала в эту ночь под подушкой нож для обрезания.
Ашкеназская традиция рекомендует в дни равноденствия и солнцестояния (ткуфот) класть в питьевую воду железный предмет «для защиты от вредоносного действия этих дней», например, опускать туда иголку – но непременно на нитке, чтобы не касаться железа руками. Этот обычай приобрел еще большую силу, когда его упомянул в своих добавлениях к кодексу Шульхан арух Р. Моше Иссерлес (Рамо, 1525–1572; Орах Хаим, 455:1).
Хотя надо упомянуть, что в книге Орхот Хаим говорится – с некоторым сомнением в истинности высказывания, – будто известный бродский раввин XIX века Махаршак (Рабби Шломо Клюгер) разрешал не класть в воду железо, если в доме, в котором хранится вода, есть хоть какие-нибудь железные детали в дверях, стенах или крыше. Этого, по его мнению, будет достаточно, чтобы защитить воду в доме от вредоносного воздействия ткуфот.
В одном из самых полных сборников современных еврейских обычаев приводится каббалистическое обоснование этого обычая: «Во время 4-х ткуфот защищаются железом, потому что слово “барзель” (“железо”) может быть прочитано, как аббревиатура имен четырех праматерей еврейского народа – Билхи, Зилпы, Рахели и Леи, и это может победить четыре силы нечистоты». Святые праматери защищают своими заслугами своих потомков от всех злых сил.
В примечаниях к Таамей а-минагим дается со ссылкой на сочинение Рабби Йеошуа Брискина “Тав Йеошуа” и другое объяснение защитной силы железа: «Во время первой египетской казни вода превратилась в кровь “в каменных и деревянных сосудах” (Шмот, 7:19), а о железных сосудах этого не сказано. Значит, железо защищает воду от напасти».
Более развернутое мистическое объяснение дал Рабби Цви-Гирш Кайдановер в своей знаменитой каббалистической книге “Кав а-яшар” (глава 47): «Потому железо (“барзель”) защитило воду от крови и потому оно защищает воду от нечистоты, что заслуги четырех праматерей (Билхи, Зилпы, Рахели и Леи) защищают нас от злых сил Другой Стороны, символ которых – кровь».
(по статье Арье Ольман в «Ле-Хаим»)