Бен Порат Йосеф – молитва от «аин ара» из Торы
– «Бен Порат Йосеф, Бен Порат алей айин, Банот цаада але-шур» —
(Росток плодоносный Йосеф, Росток плодоносный при источнике, побеги его — каждый через ограду переступает). (Берешит 49:22)
Эта молитва связана с Йосеф а-Цадик – одним из 12 сыновей Яакова Авину.
Мидраш Берешит Раба объясняет причину благословения Яаковом Йосефа словами: «Бен Порат Йосеф».
Тора описывает встречу семьи Яакова с Эсавом так: «И подошли рабыни, они и дети их… Подошла Лея и дети ее… А потом подошел Йосеф и Рахель, и поклонились».
Подумал Йосеф: «У этого злодея жаден глаз, как бы не увидел он красоты моей матери» – и вырос перед ней и заслонил ее.
Поэтому сказано о нём: «Бен (порасль) Порат (плодоносного дерева) Йосеф» – (то есть возрос Йосеф) – «бен порат алей аин (над источником)» – возрос над источником «аин» (скрыл от глаз свою маму).
«Аин» на иврите и «источник», и «глаз» – слова омонимы.
В другом месте Берешит Раба (99:12) добавляет, что «бен порат Йосеф» означает также – «посредством коров» (коровы – парот), то есть, благодаря разгадке сна фараона о коровах, Йосеф достиг величия и почета.
Ари а-Кадош (зехуто яген алейну) рассматривает связь между выражением «Бен Порат Йосеф» и молитвой.
Йосеф, сохранивший свой брит – удостоился качества молитвы «Ради Славы Моей». Йосеф назван «Бен Порат» (росток плодоносный).
Слово «Порат» равно по гематрии 686 и «Тарпо» равно 686 – столько видов света исходят из 7 различных производных от святых Имен Б-га (4-х буквенного и Имени Эhье).
Б-г постоянно дарует этому миру «Шефа» (материальное и духовное изобилие). Но чтобы получить его и сохранить, еврей должен обладать сосудом. А молитва, именно тот инструмент, который помогает создать этот сосуд.
Молитва уподобляется первенцу.
Аризаль учит, что первая близость между женой и мужем делает ее сосудом для принятия его изобилия и что рождение всех их детей и, в особенности их первенца, предопределено их первым контактом, причем, первенец получает духовную энергию этого контакта и наделяет ею остальных детей.
– «Бен Порат Йосеф, Бен Порат алей айин, Банот цаада але-шур» – (Росток плодоносный Йосеф, Росток плодоносный при источнике, побеги его – каждый через ограду переступает). (Берешит 49:22)
Сгула – как произносить «Бен Порат Йосеф»
«Сказано в (Вавилонском Талмуде 55б (3), гл.9):
«Начал говорить другой мудрец и так сказал:
«тот, кто входит в город и боится чужого глаза, пусть возьмет большой палец своей правой руки в ладонь левой руки, а большой палец своей левой руки в ладонь правой руки и скажет:
– «Ана (имя и имя мамы) ми зараа де Йосеф каатина дэло шалита бэй эйна биша шенеемар: Бен Порат Йосеф бен порат алай аин» –
(я, такой-то, сын такого-то, являюсь потомком Йосефа, над которым не был властен чужой дурной глаз. Как сказано: «Бен Порат Йосеф, Бен Порат алей аин».
Толкование стиха: «не читай «алей айин» (при источнике), а читай «олей айин» (властвующие над глазом), т.е. те, на кого не действует дурной глаз.
Рабби Йосе, сын Рабби Ханины сказал: «это толкование мы учим из стиха: «вейидгу ларов бекэрэв hаарец» (Берешит 48:16) – (да расплодятся они весьма на земле). Здесь использован глагол «размножатся как рыбы».
Как рыб, которые обитают в море, покрывает вода – и не властвует над ними дурной глаз, так и над потомством Йосефа не властвует «дурной глаз».
Так у евреев стих «Бен порат Йосеф» стал мантрой, спасающей от сглаза и всего негатива.
Сгулот
1. Хорошая сгула произносить этот стих там, где вы опасаетесь сглаза с действием, описанным в Талмуде: взять большой палец своей правой руки в ладонь левой руки, а большой палец своей левой руки в ладонь правой руки и сказать на Арамите:
«Ана (имя и имя мамы) ми зараа де Йосеф каатина дэло шалита бэй эйна биша шенеемар: Бен Порат Йосеф бен порат алай аин» – (я, такой-то, сын такого-то, являюсь потомком Йосефа, над которым не был властен чужой дурной глаз. Как сказано: «Бен Порат Йосеф, Бен Порат алей аин, Банот цаада але-шур».
2. Хазаль советуют произносить эти слова у мезузы, выходя из дома.
(Шаарей а-Каванот, Цицит 1, Берешит Раба (78:10)