«Бааль Ташхит» или еврейские запреты наших бабушек
Мы все помним, как бабушки увещевали нас в нашем детстве не выбрасывать еще пригодную пищу, не раздавать еще сносную одежду… По молодости, мы все это относили к пережиткам прошлого, что они – поколение, пережившее войну, лишения, бедность.
Но интересно, что «Бааль Ташхит» (не уничтожай то, что может быть пригодно) – это не просто принцип иудаизма – не уничтожать то, что может быть еще быть пригодно или принести еще кому-то пользу. Это алаха, прописанная в Шулхан Арухе.
Запрещено выбрасывать остатки пригодной для человека или скота еды, одежду, любые промышленные отходы, которые можно еще употреблять и прочее, потому что все дается Творцом для исправления мира.
Нужно уметь планировать количество еды, которое будет съедено.
Это явное пренебрежение благословением – уходит благословение, приходит бедность.
Алаха о «Бааль Ташхит» основанна на пасуке из Дварим (19,20):
«Когда осаждать будешь город многие дни, чтобы, ведя с ним войну, захватить его, не губи деревьев его, занося над ними топор; ибо от них будешь есть, и их не руби. Разве дерево полевое есть человек, чтобы уйти от тебя в осаду. Только дерево, о котором знаешь, что неплодовое дерево это, его губить можешь и рубить его, и будешь строить осаду города, который ведет с тобой войну, до его покорения».
Это явный запрет Торы на бессмысленное уничтожение.
Ничто из того, что Господь сотворил в мире, не лишние и не тщетное; Творение зависит от Торы (Вс-вышний смотрел в Тору и создавал миры по Зоар а-Кадош), а выживание мира зависит от человека.
«Бааль Ташхит» – это запрет не только на небережное отношение к еде, но и вырубание деревья, и разбиение сосудов, порчу одежды, порчу источников воды. (Маймонид, Сефер Ха-Мицвот, Позитивная заповедь № 6)
Человек был помещен в Ган Эден: «И взял Г-сподь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его». (Берешит 2:15).
Два еврейских глагола: «леъовда» – (служить ему) и «лешомра» – (охранять его) – используются в Торе для описания обязанностей хранителя имущества, которое ему не принадлежит – проявлять бдительность в защите имущества и нести ответственность за потери по неосторожности.
Пренебрежение к еде и вещам – это порок нашего поколения. Мы – первое сытое поколение за всю историю нашего народа.
Человек соучастник Вс-вышнего в мире, и он должен относиться аккуратно к остальным творениям и ресурсам.
(По Уроку Рава Даниэля Коэна «Шаарей а-Эмет»)