Шир а-Ширим в Эрев Шабат или Тикун Шломо а-Мелех по Сефардскому минъагу
Ученики Гаона Рава Хаима Каневского (шлита) передают историю, которая произошла не так давно.
Однажды к Гаону пришел на прием еврей с очень большой проблемой. Гаон, чтобы Ашем продлил его годы, конечно помог ему. Когда посетитель вернулся, чтобы поблагодарить Гаона, он не удержался и задал вопрос: «Кводо Рав, вы столько лет помогаете евреям, заметили ли вы какую – то особенность, что – то необычное в нашем поколении?»
На что Гадоль а-Дор ответил: «я заметил, что у сефардов меньше проблем, чем у ашкеназов».
Удивленный мужчина спросил: «А с чем это связано, как вы думаете?»
Рав Хаим Каневский на полном серьезе ответил: «Они читают «Шир а-Ширим» в каждый Эрев Шабат».
Тикун Шломо а-Мелеха по Сефардскому минъагу
«Мидраш Талпийот», величайшего сефардского равина Раби Элиягу hа-Коэна Итамари из Смирны (прямого потомка Итамара – сына Аарона а-Коэна), основанный на Зоар а-Кадош, в Парашат «Ноах» подсчитал, что души грешников, осужденные на страдания в Гееноме, получают отсрочку от своих страданий во время 3-х молитвенных служб: Шахарит, Минха, Арвит.
«Мидраш Талпийот» пишет, что каждая из трех ежедневных молитв длится 1,5 часа (раньше молились 90 минут даже в Минху и Арвит). Это означает, что грешники наслаждаются отдыхом от страданий 4,5 часа или 27 часов в неделю – за исключением Шаббата – тут отдых предоставлен на все 24 часа.
Итого, получается, что из 144 часов рабочей недели (24 х 6) души грешников страдают в Гееноме 117 часов.
Сефер «Шир а-Ширим» был составлен Шломо а-Мелехом ровно из 117 стихов, что соответствует 117 часам страданий грешников в Гееноме.
Шломо а-Мелех написал эту книгу, чтобы искупить три совершенных им греха, нарушающие ограничения Торы: в отношении количества жен, богатства и лошадей, которые может иметь Мелех.
Каждое нарушение наказывается 39 ударами, а если 39 помножить на 3 – получится 117, поэтому он составил 117 псуким «Шир а-Ширим».
Этот Тикун в каждый Эрев Шабат Шломо а-Мелех назначил себе, чтобы искупить свои промахи и смягчить суды Геенома.
Поэтому сефарды установили красивый обычай: чтобы войти в Святую Субботу чистыми – нужно очистить себя через «Шир а-Ширим» от всех грехов недели, сделать Тикун и спасти себя от судов Геенома.
Но есть еще 1 секрет, который раскрывают сефардские Мекубалим – почему нужно читать весь «Шир а-Ширим» в Эрев Шабат.
Гаон Рав Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» – учит, что, дойдя до 10-го стиха 5-й главы «Шир а-Ширим», нужно остановиться, сделать надлежащую кавану на фразе: «Доди цах веадом, дагуль меревава» – (Друг мой светел и румян, отличен из десяти тысяч).
דודי צח ואדום דגול מרבבה – последние буквы слов этого выражения, образуют слово מחילה – «мехила»(прощение).
Учат Хазаль, что эти слова, прочитанные в слезах и от всего сердца, а также с просьбой об отпущении грехов, – помогают аннулировать все суды и приговоры перед Шабатом.
И учат Хазаль, что этот стих – кульминация всего «Шир а-Ширим» – уметь сосредоточиться и попросить у Ашема прощения.
Тот, кто хоть раз побывал в Шабат в городе Хедера в Йешиве «Йодей Бина», и слышал, как они поют «Шир а-Ширим» с «клаф» (свитка), доходя до фразы: «Доди цах веадом, дагуль меревава» во главе с Рош Йешивой Гаоном Янивом Ассури, (когда буквально перестаешь ощущать реальность и душа парит, и хочется, чтобы это никогда не заканчивалось) – тот поймет слова из следующего пасука Зоар а-Кадош:
36) «Он [Раби Элиэзер] обучил его [Раби Акиву] 216-ти смыслам, скрытым в стихах «Шир а-Ширим». Из глаз Рабби Акивы слёзы текли ручьями. И огонь вернулся, окружив их, как и вначале. И когда они дошли до отрывка: «Подкрепите меня пастилою, освежите меня яблоками, ибо я больна», – Рабби Акива, не в силах больше выдержать, вознёс свой голос в плаче и ревел, как бык, и не мог вымолвить ни слова из-за сильного трепета перед Шхиной, находившейся там.
37) И обучил он его всей глубине и высшим тайнам, содержащимся в «Шир а-Ширим». И взял с него клятву, что он не воспользуется ни одним отрывком, находящимся в ней, чтобы не разрушил Творец мир из-за этого. Ибо не желает Он, чтобы пользовались ею творения, из-за великой святости, содержащейся в ней. А затем вышел рыдающий Рабби Акива». (Зоар на Ваера 35,36)
У ашкеназов принято читать «Шир а-Ширим» в Песах и это тоже связывают с числом 117 – так как ровно 117 раз упоминается в Торе Исход из Египта.
Самая простая причина чтения «Шир а-Ширим» в Эрев Шабат заключается в том, что еврейский народ называется «Кала» – (невеста) Вс-вышнего: «Бати легани ахоти кала», «Либавтини ахоти кала»… и имеет отношение к Шабату, который также называется «Кала» – (невеста), как мы говорим об этом в молитве в пятницу вечером: «Бои кала, Бои кала, Бои кала».
Эрев Шабат по святым еврейским книгам – это еще и самое желанное время для зивуга между мужем и женой – именно по этой причине мужчины поют гимн «Эшет Хайиль» в Эрев Шабат.
И еще нужно помнить, что это не просто песнь, а Песнь Песней – «Шир а-Ширим» – «Кодеш Кодашим» (по словам Рабби Акивы), а изрек их Царь Шломо около «5-ти тысяч». (Мелахим 5:12)
И дополнили Хазаль – читай не «Шир а-Ширим», а «Шир а-Сарим» – Песнь ангелов.
(Taami Minhagim 256, Раби Эли Мансоур; Йешива «Йодей Бина» – Хедера)
Шир а-Ширим и Мехила
https://silatehilim.com/мехила-через-шир-аширим/
7 имён Шломо а-Мелеха и «Шир а-Ширим»
https://silatehilim.com/7-имен-шломо-а-мелеха-и-его-имя-в-шир-а-шир/
18 важных Каванот «Шир а-Ширим»
https://silatehilim.com/18-неизвестных-каванот-шир-а-ширим/
Шир hа-Ширим – тайна женских украшений
https://silatehilim.com/шир-аширим-тайна-женских-украшений/
Шир а-Ширим для Йешуот
https://silatehilim.com/шир-а-ширим-для-йешуот/
Шир а-Ширим и тайна Некудот (огласовок)
https://silatehilim.com/шир-аширим-и-тайна-нэкудот-огласовок/
Шир а-Ширим на Аэлет а-Шахар
https://silatehilim.com/шир-аширим-сгула-для-всех-видов-исцеле/
Шир hа-Ширим о праведнике как оливковом масле
https://silatehilim.com/шир-а-ширим-о-праведнике-как-выдавленн/
Утреннее омовение с каванот из Шир а-Ширим для защиты на целый день
https://silatehilim.com/утреннее-омовение-со-спасительными-к/