13 Атрибутов Милосердия по Бен Иш Хай – как можно произносить без миньяна
1. Запрещено перечислять 13 Атрибутов Милосердия ночью. Это важно для тех, кто обычно читает молитву Минха в конце дня – на закате.
Если приступают они к разделу Видуй уже после «крият а-муграб» (провозглашение вечера), то есть в самом конце 12-часового дневного периода, то 13 Атрибутов они упоминать не должны: пусть скажут только Видуй.
2. Общеизвестно, что нельзя читать 13 Атрибутов Милосердия в одиночку, так как слова эти относятся к святости и требуют миньяна (10 человек).
А одиночно молящийся, произнося эти атрибуты после молитвы Видуй, пусть использует знаки кантилляции, словно читая Тору (смотри об этом у ахроним).
Но в рукописной книге «Кетер малхут» сказано следующее: одиночка пусть произносит 13 Атрибутов Милосердия не на языке Торы, а на языке Таргума (арамейском).
13 Атрибутов Милосердия на Арамите:
«Ве-а’бар Ад-най Шхинте аль апоhи у-кра: Ад-най Ад-най, Элаhа Рахмана ве-Ханана, мархек ргаз, у-масгей ле-меебад тавеван у-кшут. Натар тиву ле-альфей дарин, шавек ле-авайан ве-ли-мрод у-ле-ховин. Салах ли де-тайвин ле-орайта».
[После этого следует произнести следующую просьбу]
אנא הי אל הי תספיק לנו שפע אור וברכה חן וחסד ורחמים ואמצ. נא הי אל פודה עטרנו שמחנו
«Ана, Ад-най, Эль хай, таспик лану шефа ор у-враха, хен ва-Хесед ве-Рахамим ве-омец. На, Ад-най, Эль подэ, атрейну, самхейну».
Перевод
«Молю тебя, Г-сподь, Б-г живой, пошли нам изобилие, свет и благословение, милость, любовь, милосердие и смелость. О Г-сподь, Б-г искупления, увенчай нас радостью».
[Слова этой просьбы составлены из букв слов 13 Атрибутов Милосердия]
(По книге «Кетер Малхут»)
3. При слове ויעבר «Ваявор» следует слегка склониться, а выпрямиться при произнесении Имени, читая «Ад-най, Ад-най, Эль Рахум ве-Ханун» – (Г-сподь, Г-сподь, Б-г милостивый и милосердный). Желательно в этом месте повысить голос, при условии, что это не вызовет насмешек окружающих. Так говорится в «Хесед ле-алафим».
И поинтересовался я обычаем общины хасидов «Бейт Эль» (Йешива Кабалистов) Святого города Йерусалима у друга нашего, Гаона Рава Элиягу Мани.
Он написал мне:
«Обычай наш таков: склониться при словах: «Ваяавор Ад-най Аль-панав» – (прошел Г-сподь перед ним), поднять голову при слове: «Ваикра» – (и воззвал [Моше]),
а затем, поклониться снова, произнося Имя: «Ад-най, Ад-най».
При словах «Ад-най, Ад-най» – следует приподняться на носках, но в книгах законодателей не нашел я подтверждений этому. Тем не менее, я имею обыкновение поступать так, ибо если это не принесет пользы, то и не навредит.
Смотри об этом также в «Шиурей Браха» 138, «Шальмей Цибур» (149:1). (Гаон Рав Элиягу Мани)
4. Необходимо при чтении найти способ для выражения знака раздела между «Ад-най Ад-най», ибо заключен в нем великий тайный смысл. Подробно в Сефер «Хесед ле-алафим», «Шаар а-каванот», также в книге «Сефер а-ликутим» на Ки Тиса.
5. После 13 Атрибутов Милосердия следует стоя произнести: «Рахум ве-Ханун Хатану Лефанеха, Рахем алену ве-ошиэну» – (Милосердный и Милостивый, грешны мы пред тобой, смилуйся над нами и спаси нас).
Затем садятся и читают псалом 25 «Нефилат апаим» (падение ниц): «К Тебе, Г-споди, душу свою возношу» (Теилим, 25).
(Бен Иш Хай «Кодекс законов Торы по недельным главам «Шмот»)