Чтение Теилим утром и в полночь – указание от Давида hа-Мелеха
О важности чтения Теилим утром:
Теилим 5:7
– «Ад-най бокэр тишма коли, бокэр ээрох леха ваацапэ» – (Г-споди, утром услышь мой голос, утром обращусь к Тебе в ожидании).
Наши мудрецы говорят, что Давид молился, чтобы его песнопения читались в синагогах и в Бейт а-Микдашах. Ибо нет у нас ничего выше книги Теилим.
«Ввиду того, что главная цель чтения Теилим – это уничтожить всех «обвинителей», чтобы молитва могла подняться с миром, то желательно, читать Теилим до утренней молитвы, чтобы «срезать притеснителей» и обрезать колючки и шипы, окружающие Небесную розу, перед молитвой, так чтобы молитва взошла и была принята Вс-вышним. Потому наши мудрецы и ввели чтение «стихов песнопения» (Псукей де Зимра) — между «Барух шеамар» и «Йиштабах» для того, чтобы уничтожить «клипот» и «обвинителей», дабы молитва могла взойти с миром». («Левуш»)
Несколько поским, в том числе Рабейну Хида и Бен Иш Хай учат, что не следует читать Танах, в том числе и Теилим с наступлением темноты в будние дни от заката до полуночи.
В ночь Шабата и Йом Тов допустимо читать Теилим и Танах.
Аризаль упоминает обычай читать 26-й перек Теилим в четверг ночью, как написано в тексте «Хок ЛеИсраэль» и поэтому некоторые поским утверждают, что если кто-то разрешает читать 26-й псалом, то все чтение Танаха допускается.
Действительно, в «Хесед лаАлафим» Рав Элиэзер Папо указывает на то, что четверг ночью — рассматривается, как пятница вечером в этом отношении. Поэтому те, кто хочет читать Псалмы в четверг вечером — есть основа, на которую можно положиться. Это постановление Нер леЦион.
(dailyhalacha.com)
О важности чтения Теилим в полночь:
Теилим 119:62
– «Хацот лайла акум леодот лах, аль мишпетей цидкэха» – (В полночь встану я отблагодарить Тебя за суды Твоей справедливости).
Понятие «Хацот Лайла» (полночь) в иудаизме зависит от длины дня — лучше проверять по алахическому календарю. Длину дня разбивают на 12 частей и, соответственно, летом такой «час» длиннее, а зимой — короче. Также, при переходе на летнее время, все сдвигается на час.
Раби Авраам Элиягу Агасси учит, что в 1 часе 1080 частей, интересно, что гематрия фразы «Шабат Шалом» также равна 1080.
Когда еврей встает в полночь и восхваляет Ашема за суды, Ашем стирает все его грехи и благославляет.
Есть большой секрет в словах: «Давид Мелех Исраэль Хай векаям» – (Давид жив и будет существовать всегда, во веки вечные).
Давид а-Мелех остерегался все дни своей жизни не пробовать вкуса смерти, потому что сон – это 1/60 смерти. А место Давида – это “хай” – жизнь. Царь Давид никогда не спал подряд 60 вздохов. Даже если на 1 вздох меньше 60 – это полностью “хай” – жизнь. Но, начиная с 60 и выше, человек пробует вкус смерти и властвует над ним дух нечистоты (поэтому мы делаем нетилат ядаим после сна). Давид а-Мелех оберегал себя и не пробовал вкуса смерти, чтобы не властвовал над ним дух нечистоты, потому что 60 – 1 нешемот (“вздохов”) = секрет жизни вверху.
До 60 – это высшие 60 вздохов, от которых зависит Жизнь. А больше – это секрет смерти. Поэтому раби Йуда сказал, что Давид спал подобно лошади – не больше 59 вздохов.
По другому мнению, царь Давид никогда не спал больше получаса, так что с позиции Алахи он не должен был делать нетилат ядаим (омовение рук, удаляющую силы нечистоты). Так как нечистота не оседает на человеке, если он не спал полчаса. При этом, царь Давид ни разу не пропустил полночь – вставал и учил Тору до утра. С полуночи он вообще не спал и не дремал – учил Тору и прославлял Творца псалмами.
Когда приходила ночь он сидел с главами поколения, разбирал судебные дела, учил Тору. Шел спать не в начале ночи, а ближе к полуночи. В полночь вставал и вновь начинал работу ради Вс-вышнего, прославляя Его и, слагая песни в честь Него.
Когда наступает полночь – пробуждается Высшая Святость. И если человек спит, не торопясь узреть Честь своего Господина, то он как бы пробует вкус смерти. Поэтому учеба в полночь имеет большое значение. Полночь – это время, когда Кадош БарухУ входит в Ган Эден к праведникам и учит с ними Тору. Это есть и объяснение полночного исправления – Тикун Хацот.
(Зоар на недельную главу Ваигаш, Сулам, Цви Нисанзон)
Если вы не успели прочесть дневную порцию Теилим, то смело можете прочесть ее в полночь (ибо еврейские сутки меняются с рассветом — утренней молитвой).
Величайший комментатор Зоар а-Кадош Бааль Сулам в «Письмах мудрости» писал: «Арфа висела над кроватью Давида. В полночь поднимался северный ветер, дул на нее, и она играла сама собой. Человек — музыкальный инструмент Творца. Наша душа называется «арфой» (кинóр) и струны ее дрожат от прикосновений света. Эта дрожь — забота о том, чтобы доставить удовольствие Творцу. Арфа Давида играет сама собой, потому что его душа находится в слиянии с Творцом. Все мы разные и вместе составляем «оркестр», исполняющий симфонию света».
Раби Хаим Паладжи (зехуто яген алейну) учил, что благодаря тем евреям, что встают в полночь и учат Тору подобно Давид а-Мелеху и Раби Шимону бар Йохаю, приближается Геула. Так как 1 час учебы в полночь равен обучению в течении полного дня.
(По урокам Рава Цви Нисанзона «Зоар на Теилим»)