Фрукты для человека – овощи для скота
Сотворив мир, Вс-вышний предназначил человеку для еды – фрукты, а животным – овощи, как сказано: «Господь Б-г заповедал человеку, сказав: “Ешь плоды любого дерева в этом саду”…». До того, как Адам и Хава вкусили запретный плод, они питались фруктами, растущими в саду Эдена, и были совершенно свободны от забот о добыче пропитания – разум их был полностью посвящен постижению божественной мудрости.
Но после грехопадения, одним из наказанием Адама стало: «…будешь питаться полевой травою». (Берешит 3:18)
Услышав об этом, первый человек разрыдался: «Неужели я и мой осел будем есть из одного сосуда?». (При Цадик, Ту Би Шват)
Почему Адам был так расстроен тем, что теперь ему придется есть не только фрукты, но и овощи?
Плоды, произрастающие на деревьях, качественно отличаются от плодов других растений.
Деревья могут плодоносить в течение многих десятилетий, а после того, как фрукт съеден, дерево сохраняет свой потенциал для будущего урожая. Изначально Адам находился на уровне древесных плодов — он тоже был обладателем скрытых возможностей. Но вкусив от Древа Познания добра и зла, первый человек уподобился животным.
Животное на иврите называется בהמה (бэгема). Если разделить это слово пополам, получится словосочетание בה מה (ба ма), что можно перевести как: «в этом что-то есть», или иными словами: «в этом есть то, что ты в этом видишь».
После того как овощи и зерно съдены, не остается растения, которое принесло бы урожай на следующий год.
Когда Все-вышний сделал пищей Адама «полевую траву», первый человек осознал, что потерял свой скрытый духовный потенциал.
Во времена Машиаха люди снова поднимутся на тот духовный уровень, на котором находился Адам до грехопадения.
«В будущем деревья будут приносить урожай каждый месяц, и человек вкусит от этих плодов и исцелится». (Шмот Раба 15:21)
Плоды воплощают духовность, заключенную в пище, поэтому в праздник Ту би-шват плоды занимают главное место на нашем столе. В этот день мы не только радуемся тому, что имеем, но и молимся о том, чтобы Бог вернул нас на тот духовный уровень, на котором человек находился до грехопадения.
(Рабанит Х. Б. Сигельбаум “Women on the Land”)