Теилим 91 – “Шир шель Пегаим” – песнь поражённых
Мекубалим называют 91-й псалом – “Шир шель Пегаим” (песнь поражённых). Этот псалом, когда его читают – очищает воздух и даже способен удалить нечистый дух в мире и отдалить от человека причинителей разного рода ущерба; а также охранять от вредителей и разного рода губителей.
Мудрецы советуют читать этот псалом каждый день – тогда весь год будет защищен. А когда сложились тяжелые обстоятельства и “все летит под откос”, особенно важно его читать, ведь сказано: “Йиполь мецедеха элеф урвава миминеха, элэха ло йигаш” – (Рядом с тобой падет 1000 и 10 000 – по правую руку от тебя, но ты останешься невредим) .
– “Йиполь мецедеха элеф” – это значит с левой стороны от тебя падет 1000 губителей; а “миминеха” – с правой стороны – 10 000.
А есть Мидраш, который рассказывает, что с левой стороны человека охраняют 1000 ангелов, созданных исполнением заповедей. А с правой стороны 10 000 ангелов охранят человека.
Гмара учит, что когда строят новый дом или целый район, то желательно освятить это место, очистить его от скверны, от скопившейся негативной энергии и разного рода вредителей, чтобы жилось там хорошо.
Когда наши предки начинали строить в Йерусалиме новые районы или дома, они обходили по кругу всю местность, запланированную под застройку и читали 91-й псалом – “Шир Шель Пегаим” – 7 раз.
Хазаль учат читать его так: начинать с последней строки 90 псалма : “Вии Ноам Ашем Элоэйну” – 2 раза.
Затем 7 раз читать Псалом 91 – на иврите צ – צא (цади = 90) и א ( алеф = 1) – гематрия слова “амен” .
Также принято повторять дважды и последнюю строку 91 псалма: “Орэх ямим асбиэу, веарэу бишуати”. А для усиления воздействия этих слов, кабалисты советуют читать этот стих дважды и в обратном порядке: “Бешуати веарэу, асбиэу ямим орэх”.
Скрытый смысл 91 псалма:
Согласно Мидрашу, 11 псалмов от 90 до 100 составлены Моше Рабейну, связаны с 90-м псалмом “Молитва Моше” и предназначены 11 коленам:
90 – колену Реувена: “Ты человека доводишь до сокрушения”;
91 – колену Леви: “Кто сидит в сокрытии Вс-вышнего”;
92 – колену Йегуды: “Хорошо благодарить Г-спода”;
93 – колену Биньямина: “Г-сподь воцарился,верховностью облачен”;
94 – колену Гада: “Сила возмездий Г-споди”;
95 – колену Иссахара: “Идите, ликовать будем”… и т.д.
Талмуд называет 91-й псалом “песнью, помогающей спастись от бед и сил зла”. (Талмуд,Швуот 15:6)
И тому, кто проникнувшись ее содержанием прочтет ее, Б-г поможет спастись в час опасности.
Мидраш говорит, что Моше сочинил ее, когда завершил воздвижении Скинии, Храма, который сопровождал евреев в пустыне.
Стихи этого псалмы описывают и самого Моше, который поднялся к высшим мирами и был окутан Б-жественной тайной, словно Облаком, находясь под тенью Самого Творца.
Этот псалом составлен из 3 благословений:
Стихи 1-10 – благословение Отца сыну.
Стихи 11-13 – благословение Матери.
Стихи 14-16 – Благословение Небес.
(Талмуд, Сангедрин 103а)
91:4 – “Он укроет тебя крылом” –
Отношения Творца и человека – это как отношения птенца и его матери, которая всячески оберегает его.
91:7 – “Слева от тебя падут тысячи” –
Имеется ввиду Злых духов. Вс-вышний приставляет к каждому человеку тысячи и десятки тысяч ангелов, которые охраняют его от злых духов.
(Талмуд Бавли, Брахот; Танхума)
91:11 – “Ибо своим ангелам заповедует Он, чтобы хранили тебя на всех твоих путях” –
2 ангела есть внутри каждого человека: его йецер ара (дурное начало) – слева, которое рождается вместе с человеком и йецер атов (доброе начало) – справа, которое приходит к человеку, когда он достигает 13 лет и начинает стремиться к Святости. Если доброе начало одолеет дурное, то они объединяются, чтобы охранять человека на всех его путях. (Зоар на Ваишлах)
“Когда кончается Суббота множество ангелов – вредителей приступает к работе, летает и бродит в мире и потому, чтобы они не властвовали над святым народом, необходимо читать 91 псалом, который называется “Песней, Изгоняющей Вредителей“. (Зоар а Кадош)
91:11 – “Ибо своим ангелам заповедует Он, чтобы хранили тебя на всех твоих путях” – Это благословение Ривки сыну Яакову, когда она его отправила к своему брату Лавану, чтобы избежать мести со стороны Эсава.
91:14,15 – “Я вознесу за то, что он знает Имя Мое. Воззовет он ко Мне – и Я отвечу ему”» – Почему остаются без ответа молитвы Израиля? Ибо они не знают Имени, присущего лишь Ему, как сказано: “Я вознесу его за то, что он знает Имя Мое. Воззовет он ко Мне – и Я отвечу ему”».
(Мидраш «Шохер тов»)
91:5 – “Не испытаешь ужасов ночи, ни «стрелы», летящей днем” –
Мазик, вредоносная сила, которая перемещается по воздуху. Он летит подобно стреле, и поэтому в стихе о нем сказано: «Не бойся ужасов ночи, ни «стрелы», летящей днем”. Как можно защититься от него? Путем исполнения заповеди : “изгнания наседки из гнезда, прежде чем взять птенца или яйцо”.
(Мидраш Теилим)
91:1 – “Посвященный в тайну Вс-вышнего, под сенью Вс-могущего обитает” –
В час, когда Моше поднялся на Небеса, он сложил 91 псалом – “Посвященный в тайну Вс-вышнего”.
Когда Б-г сказал Моше: “Сделайте Мне Святилище – и Я буду обитать среди вас”, – Моше сложил псалом: “Посвященный в тайну Вс-вышнего, под сенью Всемогущего обитает” – ибо его охватило страстное желание пребывать под сенью Г- спода.
(Шохер Тов; Бемидбар Раба 12:3)
91:7 – “ Рядом с тобой падет 1000 и 10 000 – по правую руку от тебя, но ты останешься невредим” –
Сказал Раби Александри со слов Раби Йеошуа бен Леви: “Завершивший молитву должен отступить на 3 шага назад и затем поклониться.” И от имени Рава Шемайи сказали: “Кланяются сначала в вправо, а затем влево. Как сказано: “и 10 000 по правую руку от тебя” – ( правая сторона человека предпочтительна, ибо она в состоянии выдержать нападение 10 000 бесов – разрушителей) .
(ВТ Йома 53б)
Аба Биньямин сказал: “Если бы глазу было разрешено видеть их, никто не смог бы устоять перед бесами”;
Абайе сказал: “Их больше, чем нас”;
Рав Уна сказал: “У каждого из нас – слева 1000 и 10 000 – по правую руку”;
(ВТ Брахот 6а)
Сказал Раби Юдан от имени Раби: “Нет бейт рубо (около 50 кв м ) на всем пространстве земли, чтобы не было на нем 9 кавов (около 2,5 литров) бесов. Человек протягивает руку – и она проходит сквозь беса”.
Но Г-сподь оберегает нас от них.
Сказали наши учителя: “Завязаны глаза бесов, как глаза осликов, которые мелят муку. Но в час, когда человек грешит, это покрывало спадает, бес смотрит на человека и человек меняется в лице, ибо бесы внезапно поражают его.” (Шохер Тов)
(Собрано сайтом по святым еврейским источникам)