Молитва Ханы — основа еврейской молитвы или как победить Вс-вышнего

Хана – одна из 7 женщин-пророчиц, упомянутых в Танахе. Она была женой Эльканы и матерью пророка Шмуэля. Имя Хана происходит от слова «хен» – прелесть. В молитве Ханы — 113 слов — ровно столько раз встречается в Торе слово «лев» — (сердце).

Пьяная?

Когда первосвященник Эли увидел молящуюся Хану — он решил, что она пьяная (молилась содрагаясь). Поэтому он обратился к Урим и Тумим — где высветились буквы:

Шин, Каф, Рейш, hей — соединив которые, первосвященник Эли получил слово «шикура» (пьяная)

И спрашивает Хану:

«ты что пьяная?» —  на что Хана отвечает:

«ты не правильно прочел, ошибся — я не пьяная — не «шикура», я  «кесара»  (те же буквы) — как Сара (бездетная), я пришла выплакать свою бездетность.»

Молитва женщины

Сказали мудрецы, что все законы молитвы можно постигнуть, исходя из чистой молитвы одной женщины — Ханы, матери пророка Шмуэля. Трактат Брахот в Талмуде уделяет целую страницу законам и моральным принципам, которые выводятся из этой молитвы. И пусть это будет для нас поддержкой, что одна из женщин нашего народа смогла научить весь народ Израиля законам молитвы, какие доводы надо приводить Вс-вышнему, чтобы Он услышал молитву, как упорствовать, не сдаваясь. Ведь бездетная Хана смогла зачать ребенка, благодаря своей молитве в возрасте 130 лет. Она своим умом поняла, как нужно молиться Вс-вышнему: шепотом, стоя, отдаляясь на 4 локтя от тех, кто сидят рядом и т.д. Хана своей женской мудростью поняла, как умилостивить Творца, какими доводами упросить Его послать ей сына. Она произнесла:

«Владыка мира! Все, что Ты сотворил в женщине сотворено не напрасно: глаза нужны, чтобы видеть, уши нужны, чтобы слышать, нос — для обоняния, уста — для речи, руки, чтобы ими делать работу, ноги, чтобы ими ходить, груди, чтобы ими кормить… И эти груди, которые Ты установил против моего сердца — зачем они мне? Разве не для того, чтобы кормить? Так дай мне сына и буду кормить его»…

 Как победить Вс-вышнего

То, что сделала Хана называется «Победой над Вс-вышним».                                                                                                                                           

Рабби Нахман из Бреслава учит:                                                                                                                                                                                        «Руководителю (ла менацеах). Песнь. Псалом.» (Теилим 66:1) Это означает — «пойте Тому, Кого побеждают (менацихин), а Он радуется».                                                                                                      

«Когда человек говорит перед Святым, благословен Он, излагая свои доводы и просьбы, он как бы хочет победить Святого, а Г-сподь, благословенный, получает удовольствие от этого. Тогда, чтобы, получить это удовольствие, Он посылает такие слова, которыми, как бы можно победить Его, ибо иначе, человеку из плоти и крови, невозможно было бы победить Святого, благословен Он. Но Г- сподь Сам посылает аргументы, которыми можно Его победить.» (Ликутей Маоран 1,119)  

Поэтому, когда тебе что-то нужно, и, единственной способ это получить — поговорить со Вс-вышним, но ты не знаешь, что ему сказать — просто начни говорить с Ним, а Вс-вышний Сам пошлет тебе нужные слова. Это совет каждой, кто не знает о чем говорить с Б-гом. Сам Творец вложит в твои уста слова убедительные, которых от себя не ожидала. Тогда ты удостоишься победить Вс-вышнего и получить от Него столь нужную тебе помощь.

Сота

Рабби Йосеф — Дов Соловейчик из Бриска («Бейт алеви») поясняет, что, стремясь добиться своей цели, Хана пошла на крайнюю меру: пригрозила Б-гу, что если Он откажет ей — не даст ребенка, то она уединится с чужим мужчиной, чтобы подвергнуться испытанию «сота», которое предназначалось в древности для женщин, заподозренных в неверности своему мужу, и, в ходе которого, Имя Б-га стирали с пергамента и растворяли в воде. Когда подозреваемая женщина — «сота» — пила эту воду, результат зависел от того, как она в действительности вела себя: если женщина была виновна в измене, ее ждала мучительная смерть, но если на ней не было вины, то в виде компенсации за перенесенные унижения и страх, женщина вознаграждалась беременностью и рожала сына — таково обещание Торы. Хана решила использовать это обещание. Она сказала: «Г- сподь, я твердо намерена это сделать. Поскольку я буду невиновна, Тебе придется дать мне ребенка, ведь ты обещал это в Своей Торе и Ты никогда не нарушишь то, что в ней написано». Рискованная молитва отчаянной женщины.

Доводы Ханны

И сказала: “Г- сподь Воинств» ( Шмуэль 1:11)                                                                                                                                                                                         — «Владыка мира! Из всех Воинств, которые Ты сотворил в мире Твоем, Тебе трудно дать мне одного сына?»                                                                                                                                                                                                                            «И не забудешь рабы Твоей» (Шмуэль 1:11)                                                                                                                                                                                 — «Владыка Мира! Не забывай меня».

И еще сказала: «Ты создал 3 причины смерти женщины — небрежение законами ниды, халы, и зажигания субботних свеч. Разве я преступила хоть один из них?»                                                                                                                                                                                                            Когда Шмуэль немного подрос и совершил ошибку, каравшуюся смертью, Хана пришла и зарыдала перед первосвещенником Эли: «Я  та женщина, которая стояла здесь при тебе, чтобы молиться Г- споду. Я стояла с тобой и так много молилась, что получила этого сына — не наказывай его».

Эли отвечал ей: «Позволь мне наказать его и я дам тебе другого, еще более великого сына».

«Сказала ему Хана: «Об этом ребенке молилась я, и исполнил Г- сподь мою просьбу, то, чего я просила у Него». То есть ей нужен тот сын, ради которого она молилась и укреплялась в молитве.

4 основы молитвы Ханы

Мальбим замечает, что Хане в ее общении с Богом помогли 4 следующих вещи:

Во — первых, она была «горька душой», а Бог всегда слышит молитву человека с разбитым сердцем.

Во — вторых, она «молилась Господу», то есть обратилась к Нему от всего сердца.

В — третьих, она во время молитвы плакала, а «врата плача не закрываются никогда».

В — четвертых, она дала обет, что тоже очень помогает в случае, когда человек просит помощи у Бога.

Гильгуль Ханы

«А у него 2  жены: имя одной – Хана, а имя другой – Пнина. И были у Пнины дети, у Ханы детей не было». (Шмуэль 1, 1:2)                                                                                                                                                                                                         Имя Хана (חנה) – это аббревиатура 3-х женских заповедей:

буква ח (хет) – означает «халу» (т. е. заповедь отделения халы от определенного количества теста), буква נ (нун) – означает «ниду« (заповеди, связанные с чистотой семейной жизни), с буквы ה (hей) начинается заповедь зажигания свечей «адлакат нерот».

Эти 3 заповеди, в которых у женщин есть особая обязанность, заключены в имени Ханы и намекают на то, насколько щепетильно она их выполняла. Говорится в трактате Брахот (31б), что Хана обратилась к Вс-вышнему: «Разве хоть в чем-то я нарушила одно из этих предписаний? Почему же Ты не даешь мне детей?». Но сказано в стихе, что Вс-вышний затворил ее чрево и сделал это, чтобы побудить ее сильней молиться и удостоиться чести привести в этот мир такого великого сына, как пророк Шмуэль.

В книге «Гилгулей Нешамот» пишет Рама ми-Фано (рав Менахем Азарья из Фано, ученик рава Моше Кордоверо), что Элькана, муж Ханы, был гилгулем Лемеха, а Хана была гилгулем Цили. Их судьбы также схожи. Из двух жен Лемеха, Ада была для детей, а Цила была «для мужа». Она выпила напиток, делающий женщину бездетной, чтобы не терять своей привлекательности. А в ее имени содержится намек на это: Цила – находящаяся в тени («цель» на иврите) своего мужа. Возможно, поэтому не сказано, что Элькана взял двух жен, а сказано просто: у него две жены – как будто они у него уже были когда-то, в предыдущем перевоплощении. В писаниях Аризаля приводится еще более глубокая связь.                            

Сара, Хана, шунамитянка и женщина из города Церфата – все они были гилгулем одной души.                                                                       У Сары в доме было тройное благословение, связанное с тремя заповедями: отделение халы, зажигание свечей и выполнение законов ниды. Но мудрецы добавляют, что Сара не до конца исправила все эти заповеди, поэтому пришли три другие праведницы и закончили начатое Сарой. Хана исправила «ниду», шунамитянка – свечи, церфатиянка – халы. И как еще одну общую параллель между этими женщинами комментаторы приводят тот факт, что у всех них были чудеса и сложности с рождением детей. Сара родила в возрасте 90 лет, Хана была бездетна девятнадцать лет, а у женщин из Шунема и Церфата были чудеса с воскрешением из мертвых их сыновей.

 Обет Ханы                                                                             

«Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей … и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Г- споду на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (I Шмуэл, 1:11), — молила Хана.

Раши указывает: речь здесь идет не просто о ниспослании ребенка, но – о цадике, праведнике, отмеченном особой чистотой помыслов. Хана дает обет, говоря: «Я отдам его Г-споду на все дни жизни его», – то есть вся его жизнь будет посвящена Б-гу. Но всё это противоположно порядку вещей, установленному от Б-га, и ангелы, через которых происходит наделение теми или иными качествами человека, кому суждено родиться, объявляют, будет тот «силен или слаб, богат или беден, красив или уродлив. Но при этом ангелы ничего не говорят о том, будет ли родившийся цадиком (праведником) или раша (грешником)». (Нида, 15б) Происходит так потому, что «всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами». (Нида, 16б)

Молитва из самого сердца                                                                                                                                                                                  

«Она же в скорби душевной молилась Г-споду и горько плакала». (I Шмуэл, 1:10)                                                                                                                                                                                                          Когда человек отрешится от личных желаний и всяких мыслей о себе и смирится, как слуга перед Хозяином, это непременно вызовет ответ со стороны Б-га, «как в воде лицо – к лицу». (Мишлей, 27:19). Обращенность сердца к молитве – кавана – это главное чему мы учимся из молитвы Ханы.

 Рош  hа-Шана и молитва Ханы

Афтора, читаемая в первый день Рош hа-Шана, рассказывает о Хане — именно в этот день Хана зачала. Но существует также и другая связь этого текста и праздника. Не принято у евреев на Рош hа-Шана молить Б-га об удовлетворении своих материальных и личных нужд.                                              

Когда первосвещенник Эли задал вопрос: «Доколе ты будешь пьянствовать?», имея ввиду, что когда мы коронуем Б-га, не подобает мыслить о земном и личном, Хана отвечает: «я изливаю душу мою перед Б-гом» (I Шмуэл, 1:15). И так как это желание исходит от самой сущности нашей души, которая связана и соединена с Творцом, первосвященник  благословляет Хану: «иди с миром и Б-г Израэлев да исполнит желание твое – то, чего ты просила у Него». (I Шмуэл, 1:17).

(по материалам группы «Сила Теилим» в Одноклассниках)