Тайна молитвы «Эль на Рефа на ла» или 11-ти буквенное Лечащее Имя
«Эль на Рефа на ла» – Молитва Моше Рабейну за Мириям – это самая короткая Молитва – 11-ти буквенное Лечащее Имя.
Хазаль называют эту молитву – Молитвой Моше за Шхину.
Когда заболела Мириям, Аарон обратился к Моше с просьбой помочь сестре и тут же Моше произнес следующую молитву:
וַיִּצְעַ֣ק משֶׁ֔ה אֶל-יְהָוֹ֖ה לֵאמֹ֑ר אֵ֕ל נָ֛א רְפָ֥א נָ֖א לָֽהּ –
– «Вайицъак Моше эль Ад-най лемор: эль на Рефа на ла» – (и Моше воззвал к Господу: Умоляю, Боже, умоляю Тебя, исцели ее).
11 букв слов: אֵ֕ל נָ֛א רְפָ֥א נָ֖א לָֽהּ – «Эль на Рефа на ла» – Зоар а-Кадош называет 11-ти буквенным Именем Излечения. Этот пасук Торы является Святым Именем.
Моше не пожелал молиться долго, так как Мириям была его сестрой, а Моше не хотел утруждать Короля из-за личного. Поэтому Кадош БарухУ оказал почести Моше. И всегда Кадош БарухУ дорожит честью праведников больше, чем Своей. (Зоар на Беаалотэха 12:13)
Это самая короткая молитва в Торе. Позже эти удивительные слова – молитву Моше «Эль на Рефа на ла» – в свой Шабатний Гимн «Йедид Нефеш», включит Рабби Эльазар Азкари (кабалист из Цфата) – слова молитвы Моше за Мириам станут выражением стремления нашей Нешамы (души) к Ашему.
Йедид нефеш
«Йедид нефеш, Ав hа рахаман, мшох авдеха эль рецонеха.
Яруц авдеха кмо аяль, йиштахаве муль hадареха.
Ки йеэрав ло йедидутеха, ми-но фет цуф ве-холь таам.
hадур наэ зив hа-олам, нафши холат аhаватеха.
Ана, Эль на, рефа на ла, беhарот ла ноам зивеха,
аз титхазек ве-титрапе, ве-hайта лах шифхат олам.
Ватик йеhему рахамеха, ве-хус на аль бен оhавеха,
ки зе кама нихсоф нихсаф, лиръот бе-тиферет узеха,
ана, Эли, махмад либи, хуша на ве-аль титъалам.
hигале на у-фрос, хавив, алой эт сукат шеломеха.
Таир эрец ми-кводеха, нагила ве-нисмеха бах.
Маhер, аhув, ки ва моэд, ве-хонени к-имей олам».
(Возлюбленный души моей Возлюбленный души моей, Отец милосердия! Приблизь раба Своего к исполнению воли Твоей – и побежит он с быстротою оленя, чтобы склониться пред Твоим великолепием; любовь Твоя будет для него слаще меда и всяческих яств. О, величественный и прекрасный, Сияние мира; душа моя больна любовью к Тебе. Молю Тебя, Б-же: излечи ее, явив ей Свой благодатный свет! Лишь тогда исцелится душа моя и окрепнет, обретет она вечную радость. Извечный, преисполнись сострадания и сжалься над Израилем, любимым сыном Своим. Ибо страстно жажду я увидеть великолепие могущества Твоего; молю Тебя, Бог мой, услада сердца моего, сжалься же и не скрывай от меня лик Свой! Яви Себя, любимый, и раскинь надо мной Свой шатер мира; озари землю славой Своей, и будем мы ликовать, будем радоваться Тебе! Поспеши, любимый, ибо пришла пора; и будь милостив к нам, как в прежние времена).
Это хорошая сгула на излечение и, в зависимости от того, за кого молятся, – меняют последнюю букву в последнем слове «Эль на, рефа на ла» (в иврите «ла» – ее, «ло» – его). Так мы молимся только в сгуле за Исцеление. Но Моше Рабейну использовал местоимение «ла» еще и потому, что имел ввиду – Шхину, а она женского рода.
Внук Баал Шем Това, Рабби Моше Хаим Эфраим из Сиделково объясняет, что в молитве Моше, которой он молился за свою сестру Мириам, есть намек на обычай, когда молятся за больного, упоминая имя больного вместе с именем его матери.
Фраза רְפָא נָא — «Рефа на» — (исцели ее пожалуйста) — равна по гематрии равна 332:
«Рефа» – 281, «на» – 51.
Точно такая же гематрия у имён Мириям מרים – 290 и Йохевед יוכבד – 42, в сумме – 332.
Гематрия фразы – אל נא רפא נא לה – равна 449. Интересно, что такая же гематрия и у таких фраз, как אהבת אם – «материнская любовь», и אם ובת – «мать и дочь».
Молитва за Шхину
Когда Моше Рабейну молился о выздоровлении своей сестры: «Вс-вышний, пожалуйста, излечи её пожалуйста» (Бемидбар 12:13), то он молился об излечении Шхины, а не об излечении самой сестры напрямую. Моше понимает, что, если бы Шхина не «болела» и не была бы в какой-то степени в изгнании, сама возможность страданий была бы невозможна. Исправление Шхины автоматически исправляет все остальные проблемы. (Тикуней Зоар, Тикун 6)
Молитва Моше и Корах
«И услышал Моше и пал ниц» (Бемидбар, Коах) – спрашивают мудрецы: отчего он упал ниц и ничего не ответил на обвинения? Ведь молчание – это знак согласия.
Корах и его товарищи обвиняли Моше в том, что он взял себе чужую жену.
Моше ответил им: «Вы ведь знаете, что Вс-вышний сам указал на грех каждого, кто согрешил с моавитянками: Облако Славы отступило и на этих людей указали солнечные лучи. Если вы правы, почему же солнце не указало и на меня?»
«Даже если солнце укажет на тебя, – ответили они, – Мы этого не заметим, ведь твое лицо сияет, как солнце!»
И тогда Моше упал ниц, скрыв лицо, чтобы они увидели, указывает ли на него солнце. Известно, что в этот момент Моше молился, ибо нет лучшей молитвы, чем, когда молятся, опустив лицо. Намек на это содержится в словах, которые произнес Моше, молясь за исцеление Мирьям:
«Б-же, прошу, исцели, прошу, ее». Слово «прошу» на иврите נא (на) соответствует первым буквам слов «нефилат апаим», то есть «падение ниц».
(«Аават Хаим» Рабби Менахема Менаше – Бэмидбар, Коах; Degel Machane Efraim, Parashat B’Ha’alotcha по уроку Ребецен Хана Браха Сегельбаум)