Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 18 Адара II: главы 88-89

Статья: Аризаль – Сипурей Цадиким

Субботние одежды

Однажды в Бейт а-Мидраш Аризаля (зехуто яген алейну) вошел Рабби Шмуэль ди Озеда (автор комментария “Мидраш Шмуэль” на трактат Мишны “Авот”). Аризаль  встал перед ним и оказал ему большие почести. Когда Рабби Шмуэль ушел, Рабби Хаим спросил Аризаля, почему он вел себя так. Рабби Ицхак ответил, что Рабби Шмуэль удостоился исполнить одну чрезвычайно важную заповедь Торы и потому его сопровождает Танай Рабби Пинхас бен Яир, к которому, собственно, и относились почести, оказанные Аризалем. Рабби Хаим немедленно побежал вслед за раби Шмуэлем, догнал его и спросил: какую заповедь он исполнил сегодня?

«Я скажу тебе правду, – ответил тот. Сегодня рано утром, когда я шел в Бейт а-Мидраш, чтобы быть одним из первых десяти человек, которые придут туда, я, проходя мимо одного дома, услышал оттуда ужасный плач. Я вошел в него спросить: почему они так плачут, и увидел там голых людей. Оказалось, что ночью воры залезли к ним в дом и унесли все, что там было. Мне стало их очень жалко, я снял свою одежду и отдал им, а сам поспешил домой и одел свои субботние одежды».

Из Цфата в Йерушалаим            

Ученики великого  Аризаля, Рабби Ицхака Лурии, вспоминали, как однажды в пятницу перед наступлением Шабата, когда они стояли со своим учителем в окрестности города, готовясь встретить царицу-Субботу, он неожиданно повернулся к ним и живо сказал: “Давайте пойдем в Иерушалаим”.

Ученики были поражены: Йерушалаим далеко от Цфата, а до захода солнца оставались считанные минуты. Что он задумал?

Аризаль, видимо, имел ввиду, что они перенесутся в Святой город вне времени; возможно, в его странном предложении скрывалось нечто еще более глубокое и значительное, чем намерение посетить Иерушалаим. В группе возникло минутное замешательство, кто-то заметил, что надо бы предупредить семью, – и Аризаль печально сказал: “Все, уже поздно”.

Великий ученик (талмид) Аризаля – Раби Хаим Виталь упоминает такой эпизод в своих записках. После смерти учителя он находился в Йерушалаиме. Однажды к нему пришел иерусалимский султан и приказал открыть воды Гихона. Гихон был подземным водным источником, протекавшим под Йерушалаимом. Его замуровал царь Хизкияу, как сказано в Талмуде, против воли мудрецов того поколения.

Очевидно, закрытие и открытие этих вод имели куда более глубокое значение, чем соображения технической целесообразности. Султан знал, что великий каббалист Раби Хаим Витал обладает достаточной трансцендентальной силой, чтобы “распечатать” источник, спрятанный много веков назад. Раби Витал боялся выполнить это указание, но он знал, что ему грозит смерть, если он откажется. Поэтому он с помощью особого каббалистического приема мгновенно перенесся в Дамаск. В ту же ночь к нему во сне явился его ребе, Аризаль. “Почему ты отказался сегодня открыть Гихон?” – спросил он своего ученика.

– “Я боялся использовать святые имена Б-га для выполнения этого приказа”, – ответил Раби Хаим.

“А как ты очутился в Дамаске?”

Реб Хаим, видимо, не нашелся, что ответить, и Аризаль продолжил: “Ты знаешь, что твоя душа – это “гилгуль” царя Хизкияу и, что ты пришел в этот мир для того, чтобы вновь открыть этот источник, замурованный много лет назад?”

Ответил  реб Хаима: “Я вернусь туда завтра и все сделаю”.

Сказал  Аризаль: “Нет, теперь ты ничего не сможешь сделать. Сегодня был этот день, но благоприятная возможность необратимо упущена”.

 

Похороны Рамака

Когда умер Рамак,  безутешные ученики вышли проводить его в последний путь вместе с простыми горожанами Цфата, которые высоко чтили мудреца. Аризаль увидел, что могильщики намереваются предать тело Раби Моше Кордоверо земле вовсе не там, куда указывает столп Б-жественного света, который сопровождал процессию и был открыт лишь его глазам. Он вынужден был вмешаться.

— Идите туда, чуть выше, туда, где стоит облачный столп, — указал рабби Ицхак направление могильщикам. Те повиновались, хотя никакого столпа не видели.

Ученики Раби Моше Кордоверо услышали слова своего товарища и сами буквально остолбенели: неужели этот новичок, этот пришелец из Египта, этот совсем молодой безвестный еврей теперь будет их лидером?

Безуспешными были их попытки увидеть загадочный, пронизанный светом столп… Погребение совершилось в точном соответствии с указаниями Раби Ицхака.                        В своей речи на могиле Аризаль сказал:

— “Написано в книге Дварим: «Если будет на человеке грех, за который его приговорят к смерти, и он будет умерщвлен, то повесь его на дереве».

Я трактую этот стих так: если абсолютно безгрешный человек, приговоренный Небесным Судом к смерти при отсутствии явных на то оснований, будет все же лишен жизни, свяжи его гибель с Древом познания добра и зла, так как, вкусив его плоды, Адам и Хава навлекли смерть на всех людей. Если бы Адам не вкусил от Древа познания, праведники могли бы жить вечно. Что же касается нашего дорогого учителя Раби Моше Кордоверо, то собственных грехов у него не было. Умереть ему пришлось из-за все того же первородного греха, принесшего в мир смерть…”

Трактовка Аризаля  основана на следующем:          

 а) слово «хет» («грех») – означает на иврите также «отсутствие»;

 б) слово «веталита» («повесь») – означает также «свяжи».

 

Колодец Мириям

К моменту знакомства с Аризалем, Рабби Хаим Виталь был уже выдающимся кабалистом. Несмотря на молодой возраст, менее тридцати, он  возглавлял Йешиву кабалистов в Дамаске. Но начав учиться у святого Ари, он ничего не понимал, а то немногое, что понимал, быстро забывал.              

Так продолжалось, пока Аризаль не повез его на озеро Кинерет. Взяв лодку, они приплыли на определённое место, где Ари велел Рабби Хаиму зачерпнуть воды, произнести браху и выпить. От этой воды, по словам Рабби Хаима Виталя, просветлился его разум и открылось сердце, и он начал понимать и запоминать то, что Ари ему раскрывал. Все известные нам сегодня книги Аризаля дошли до нас через его ученика Рабби Хаима Виталя. Вода, которую он выпил из Кинерета, была водой  колодца Мирьям, который находился в тот момент в том месте  озера Кинерет.     

В Пиркей Авот сказано,  что мир стоит на 3-х основах: на Торе (Моше), на служении (Аарон) и на благотворительности (Мириям). В заслугу  Мириям евреев всегда сопровождал особый колодец с водой.

Когда Мирьям умерла, основа благотворительности, на которой стоит мир, пошатнулась. В результате исчезла вода. Моше и Аарон по повелению Вс-вышнего укрепили эту основу и вернули нам воду. С тех пор колодец Мирьям сопровождает нас повсюду, переходя от одного источника воды к другому. Тот, кто удостоится отведать его воды, получит особый заряд святости, как это и произошло с Раби Хаимом Виталем.                              

(Рав Яаков Доктор)

 

Саранча

Известно, что великий Аризаль достиг такого высокого духовного уровня, что мог предвидеть события задолго до того, как они должны были произойти.

Однажды в Цфате, во время занятий Торой с учениками, раби Лурия внезапно произнес:

— “Друзья мои! На Цфат надвигается бедствие — саранча уничтожит всю растительность в городе и окрестностях. Погибнет урожай, населению города грозит голод. А все потому, что житель Цфата, праведный человек Яаков Альтерин пожаловался Вс-вышнему, что оказался он в трудной ситуации, и никто не пришел, чтобы помочь ему. И Творец принял его жалобу… Давайте соберем для Яакова Альтерина деньги. Быть может, тогда Вс-вышний смилостивится над нами и отменит свой приговор”.

Ученики немедленно принялись за дело и собрали некую сумму. Передать деньги Аризаль поручил одному из них. Ученик Раби Ицхака вошел в скромное жилище Яакова Альтерина и увидел, что тот оплакивает свою несчастную судьбу — в точности, так как описывал ситуацию Учитель.

Передав Яакову собранную сумму с извинениями, что человеку так долго пришлось ждать помощи, ученик попросил его более не жаловаться Небу на жизнь.

— Ты так горько сетовал, — объяснил Альтерину посланник, — что теперь всему Цфату грозит бедствие.

Услышав такое праведный Яаков Альтерин тут же всем сердцем воззвал к Вс-вышнему, прося Его, чтобы Он отменил приговор и не наказывал жителей Цфата.

Выполнив поручение, ученик вернулся в бейт мидраш. Аризаль встретил его на пороге и объявил: «Приговор отменен!».

Однако через несколько часов огромная туча саранчи приблизилась к Цфату. В ужасе смотрели ученики на приближающееся «черное облако». Но Аризаль успокоил их.

Не бойтесь! — произнес он. — Мы исправили положение, и Вс-вышний отменил приговор. Ничего плохого с нами теперь не случится.

Учитель не успел закончить последнюю фразу, как вдруг поднялся сильный ветер, подхватил саранчу и унес «тучу» в сторону моря.

С тех пор жители Цфата, убедившись, какое огромное значение в их судьбе имеет забота о ближнем, ревностно следили за тем, чтобы ни один нуждающийся в городе не остался без помощи.

 

Когда  жена – тикун              

Однажды к  Аризалю пришел еврей и пожаловался на жену.

Моя жена, — сказал он, — делает все вопреки моим желаниям.

Жить с ней просто невыносимо. Может, следует развестись?

Аризаль, великий мистик, который мог видеть скрытое, ответил ему:

— Это твой тикун (твое исправление). С ее помощью ты можешь исправить недостатки своей души. В прошлом твоем рождении ситуация была противоположной: ты был отрицательной стороной.

Муж принял его слова и полностью изменил свой взгляд на происходящее. Он понял, что не стоит огорчаться, потому что всякий раз, когда жена старается его расстроить, исправляется какой-то недостаток его души. А она продолжала устраивать всякие неприятности. Но чем хуже она себя вела, тем радостнее ему было. Она изо всех сил старалась его огорчить, а он лишь улыбался, благодарил ее, дарил ей подарки и любил еще сильнее.

Наконец, она не выдержала и спросила, что произошло. Он пересказал ей слова Аризаля.

— Я для тебя буду исправлением?! — возмутилась она. — Забудь об этом!

С этого момента она стала самой любящей женой, делая для мужа все, что ему необходимо, и во всем старалась угодить. Спустя несколько дней муж впал в панику. Он вновь пошел к Аризалю с жалобой:

Моя жена такая плохая, что не хочет делать тикун, который мне так нужен.

Аризаль успокоил его:

Ты уже получил свой тикун. Она изменила свое отношение к тебе не по собственной прихоти, а потому что на Небе увидели, что ты относишься к строптивой жене с искренней любовью и благодарностью. Это и было исправление, необходимое для твоей души.

 

Плечо и Биркат Амазон

Однажды у Раби Хаима Виталя, благословенной памяти, сильно заболело плечо.  Спросил его Святой Ари“всегда ли ты призносишь Биркат Амазон сразу вслед за омовением пальцев после еды (маим ахароним)”?                  

Признался Раби Хаим Виталь, что не всегда обращает на это внимание.  

Ответил ему Аризаль:

– ” Именно потому у тебя и болит плечо, так как буквы слова “плечо” – (КаТеФ) – те же, что и в слове“сразу” – (ТехеФ) (учат мудрецы в Брахот 42а). И поскольку нарушил ты правило, что благословение должно следовать сразу за омовением, намекнули тебе это при помощи боли в плече”. (Шаар а-Мицвот, Экев, с.106) 

 

Лучшее испытание

Однажды Аризаль обратился к своим ученикам с вопросом:

– “Каким бразом вы хотите искупить свои грехи:

– Хотите претерпеть бедность?”                    

– Ученики ответили: “нет”.                        

– “Болезни?” – ученики ответили: “нет”.               

– “Ссоры с соседями?” – ученики ответили: “нет”.         

– “Изгнание?” – ученики ответили: “нет”.             

Тогда он им сказал:

“Если так, то принимайте унижение и оскорбления  с любовью – и это будет искуплением ваших грехов!

 

Чтение грехов по лбу

От учеников Ари а-Кадош известно, что каждый день Ари всматривался в их лбы  и читал светившийся там стих из Торы, а затем объяснял каждому значение этого стиха, который в тот день был каким-то образом связан с душой ученика. Он был также способен видеть какие заслуги и какие проступки тот совершил.

Однажды Ари прочёл на лбу Рабби Авраама Галанти два стиха из Торы: «Не притесняй своего ближнего» и «Не грабь»! Рабби Авраам поспешил в принадлежавшую ему швейную мастерскую и спросил работников, не должен ли он кому-нибудь из них денег? Все ответили отрицательно, и тогда раби Авраам положил перед ними деньги, предложив каждому взять столько, сколько, по его мнению, ему причитается. В конце концов выяснилось, что одна женщина, бравшая работу на дом, накануне получила чуть-чуть меньше денег, чем надеялась. Возместив ей убыток, раби Авраам снова явился к Аризалю, и на этот раз тот объявил, что обвиняющие Рабби Авраама стихи исчезли с его лба, прибавив: «Мы, в этом мире, не придаем значения таким мелочам, однако там, в высших мирах, относятся к этому с величайшей строгостью». (По книге “Аризаль – великий кабалист”)

В другой раз Аризаль сделал замечание своему ученику и сказал, что тот  нарушил мицву почетания родителей. Когда удивленный ученик дал понять, что не припомнит за собой такого нарушения, Аризаль указал на его лоб и сказал, что там записаны три буквы подряд: א ב ג – и что первые буквы א ב – составляют слово “отец”, а буква ג отпечатана на лбу в развернутом от первых букв, составляющих слово “отец” виде. И так как буква ג олицетворяет “Гмилут Хасадим” (добрые дела), то Ари а-Кадош усмотрел в этом нарушение заповеди почитания родителей. 

 

Было ли это полезно?

Внимание! Некоторые статьи на нашем сайте содержат святые имена Всевышнего. При печати этих статей их нельзя выбрасывать или уничтожать. Мы просим вас обращаться с ними бережно и аккуратно.
Поделитесь если вам понравилось
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Свежие записи

Рубрики

Популярные

Популярны статьи за все время

Горячие статьи

Лучшие статьи за 30 дней

В тренде

Наиболее посещаемые за 24 часа

Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications