Комар (самое ничтожное существо) – укус Змея, эгоизм и царица Вашти
Наши Мудрецы, благословенна их память, учат нас: всякий, кому Вс-вышний поручает быть посланцем — даже если это змея, даже если это комар… — выполнит своё предназначение.
Ничто не сотворено без надобности.
В Вавилонском Талмуде описывается история, произошедшая с Римским Императором Титом, который разрушил Йерусалимский Храм. После того, как Тит захватил Йерусалим, он начал глумиться над Небесами и хвастаться:
— «Я победил Б-га израильтян в самом Его доме, и Он был не в силах остановить меня и предотвратить всё то, что я пожелал сделать!»
Вошёл он, ликуя, в опустошённый двор Храма и приказал своим рабам собрать всю священную утварь и загрузить на корабль – для отправки в Рим.
Когда рабы выполнили приказ Тита, поднялся он на свой великолепный и разукрашенный корабль – его радости и гордости не было предела.
Однажды разбушевалось море, поднялась огромная волна и чуть не потопила корабль. Но Тит и здесь не изменял себе – он налился гневом, ухватился за перила, чтобы не быть сброшенным в море, выпрямился во весь рост и закричал:
— «Я вижу, что Б-г евреев силён только на море! Поколение потопа Он наказал водой, и египтяне тоже потонули в море. Когда я был в Его доме, Он не в силах был победить меня. Сейчас, когда я в море, Он пришёл воевать со мной! Если Он на самом деле герой, пусть приходит на сушу, — посмотрим, кто победит!»
Сказал Вс-вышний:
— «Злодей! Не бурей и штормом, а с помощью самого ничтожного существа из тех, что Я сотворил в Моём мире, расплачусь Я с тобой!»
Сделал Вс-вышний знак морю, и оно успокоилось.
Когда прибыл Тит в Рим, весь народ вышел встречать его в праздничных одеждах, с музыкальными инструментами:
— «Великий император! Победитель!»
А когда римляне увидели серебряную и золотую священную утварь из Храма, подобной которой не было в мире по красоте, ещё больше обрадовались. Они танцевали и ликовали, и повезли её в триумфальной процессии по улицам города.
Тем временем приготовили особую баню для императора, и Тит вошёл туда мыться и освежиться после продолжительной поездки. Потом надел самые лучшие императорские одежды и вышел принимать приветствия аристократов и народа.
В этот момент Тит считал себя властелином всего мира — кто мог сравниться с ним? В блестящем кубке подали ему превосходного вина. Поднёс Тит кубок к губам, и тогда, в этот самый миг, когда он видел себя вознесённым над всеми существами, послал ему Вс-вышний самого маленького комара. Комар влетел в нос Тита и проник в его мозг.
Вначале Тит почти не чувствовал этого крошечного комара.
Позже он начал страдать от головных болей и становился всё более грустным и мрачным. Чем больше комар рос, тем сильнее долбил он в голове Тита.
От боли Тит не находил себе покоя ни днём, ни ночью. Вызывали самых лучших врачей, но они не могли помочь ему.
— «Такой болезни мы ещё никогда не видели, — говорили они, — мы не знаем, какова её причина и как её лечить».
Но сам Тит знал причину этой болезни. Он понял, что это расплата за его высокомерные слова, сказанные им в Храме и на море.
Но его упрямое сердце не сдавалось даже теперь, он не просил прощения у Б-га и не делал добра народу Израиля, чтобы хоть немного искупить своё преступление.
Он искал только развлечений, чтобы облегчить свои страдания.
Однажды он шёл мимо кузницы и сильные удары заглушили стук комара в голове Тита, он обрадовался, что нашел избавление, но через 30 дней боль стала еще сильней и тогда позвал Тит врачей и приказал им вскрыть его голову. Врачи исполнили приказ, и нашли в голове Тита комара, который был теперь величиной с птенца голубя.
И когда вынули комара из головы – злодей умер.
Предназначение комара
Учат наши мудрецы, что все творения в мире, включая даже такие, казалось бы, бесполезные, как комары, Вс-вышний создал на пользу человечеству – лечить болезни.
На это указывает сам тот факт, что слова творение «бриа» и здоровье «бриут» являются на языке Торы однокоренными, т.е. в каждом творении сокрыта определенная целебная сила.
Мудрецы учат, что в злодея Тита был воплощен именно змей-искуситель – Нахаш.
О комаре сказано, что он сотворен, чтобы исцелять укус змеи.
Намек на это мы находим в том, что гематрия слова יתוש – « йетуш» (комар) – 716 , что равно удвоенной гематрии слова נחש – «нахаш» (змей) 358, что на духовном уровне означает, что в укусе комара есть нечто вдвое более сильное, чем в укусе змеи. Интересно, что 716 – это и гематрия слова מסירות – «мэсирут» (преданность), известное по выражению «мэсирут нэфэш» (самопожертвование).
При перестановке букв в слове «йетуш» (комар), мы получим слово «йешут» (эгоизм).
Слово «йешут» состоит из тех же букв, что и имя царицы Вашти, жены короля Ахашвероша, смерть которой стала условием для появления во дворце новой царицы – Эстер и чуда спасения всего еврейского народа в Пурим. Об этом сказано в благословении Биньямина: «А к вечеру будешь делить добычу» – как известно, Эстер потомок Биньямина.
Как видим в комаре заложена Вс-вышним сила, противостоящая таким негативным понятиям, как змей – искуситель, эгоизм, Вашти.
Раби Нахман из Бреслава в своей «Сефер Мидот» говорит интересную вещь: «О любви жены к мужу можно судить по мухам и комарам в доме – мучают они его или нет».
(по Вавилонскому Талмуду, «Гиттин», лист 56, стр. 2, и книге «Тело, Разум и Душа» Рава Ицхака Гинзбурга)