Зоар на Теилим – Коронованный псалом
Теилим 98:1
– «Мизмор, ширу ла-А-дойной шир хадаш ки нифлаот аса, hошиа ло йимино узроа кадшо» – (Псалом. Пойте Г-споду новый напев, ибо чудеса сотворил Он, даровал спасение Своей десницей и Своей святой мышцей).
«Открыл Раби Шимон и сказал:
– «Псалом. Пойте Г-споду (шир хадаш) новый напев, ибо чудеса сотворил Он».
Псалом поднял знак ударения кверху.
Почему?
Вот почему: большой знак ударения изображен, ибо пришел этот псалом Коронованным, с Вышней Короной над своей головой, и распрямившимся пришел.
Кто пропел этот псалом?
Те коровы мычанием своим, когда мычали они.
В Шмуэль 1 (4-6) рассказывается, как Ковчег Завета во время войны попал в руки Плиштим. Те поместили его в храм Дагона, а утром обнаружили, что идол Дагона разбит и валяется около Ковчега. И были поражены города Плиштим различными болезнями и бедствиями.
Тогда сделали Плиштим специальную повозку, положили туда Ковчег и запрягли в повозку двух недавно отелившихся коров. И так решили про себя: если коровы пойдут в сторону Бейт Шемеш, к евреям, то все бедствия от Ковчега, а если повернут домой, к телятам, то напасти были случайностью.
«И двигались коровы прямо по дороге в Бейт Шемеш, по проторенной дороге шли и мычали, и не сворачивали ни вправо, ни влево, а князья Плиштим шли за ними до границы Бейт Шемеш». (Шмуэль 1, 6:12)
– «Пойте Г-споду новый (шир хадаш) напев».
Кому коровы говорили: «пойте»?
Множеству колесниц, множеству князей, множеству ступеней, которые собрались там и вышли навстречу Ковчегу.
И им говорили они: «Пойте Господу напев новый» – мужское. В чем смысл того, что здесь напев, а Моше сказал: песня (шира) – женское?
Вот в чем: там, у Моше, вышел из изгнания лишь один Ковчег, Зот (эта), и его воинство, и поэтому:
– «Песню эту (Зот)» – женское.
А здесь вышел Ковчег и то, что скрыто внутри него, и ради скрытого в нем говорится: «напев новый» – мужское.
Ибо чудеса Он сделал – то, что совершил с Плиштим, и то, что совершил с их идолами.
Сказано в Шмот Раба (23:11), что все песни, которые были произнесены евреями – женского рода. Этим подчеркивается, что подобно тому, как женское существо зачинает и рожает, а потом вновь рожает, – также и несчастья, приходящие на них. И они произносили песни в женском роде. Поскольку вставали Вавилон, Мидия, Греция, Рим и порабощали евреев.
Но в грядущем, уже не будет несчастий, как сказано: «Радость и веселье настигнут» (Йешаяу 35:10) – в тот час произносится песня мужского рода – «Пойте Г-споду напев новый».
(Зоар 3, 200Б-202Б, перев. М. Кравцов, Jewishbook)