Зоар на Теилим 49 – когда грехи окружают Пятки
Теилим 49:6
Сказал Рабби Элазар: «Лама ира бимей ра, авон акэвай йесубэни» – (Чего мне бояться плохих дней – грехи окружают мои Пятки). (Теилим 49:6)
Сказали мудрецы: посмотри, в трёх случаях люди испытывают страх и не знают почему. Это люди, которые согрешили и не придали этому значения, они не знают о своём грехе, но боятся «плохих дней».
Спрашивает: что это за «плохие дни»?
Это дни, которые относятся к ступени, называющейся ра – зло, или йецер ара. И есть у него определённые дни, когда ему разрешено сбивать с пути всех, кто делает свои пути нечистыми – семенем, потерянным зря. Ибо к тому, кто делает себя нечистым, притягивается нечистота. Ангелы, призванные наказывать за грехи, по которым люди “топчутся ногами“, называются плохими Днями.
Посмотри, огромное количество ангелов ведут человека точно по тому пути, по какому он желает идти: множество помощников есть у человека, желающего очиститься. Однако к тому, кто оскверняет свои дни, приходят ангелы-вредители и делают его нечистым.
Ведь мы учили, что, когда человек встаёт утром, должен сделать омовение рук из кружки. И человек, подающий ему воду, должен уже сам к этому времени омыть руки. И подчёркиваем, что необходима именно נטלא – натла, специальная кружка для омовения рук.
И мы учили, что прежде левая рука должна поливать на правую, то есть, обслуживать её, чтобы установить власть правой линии над левой. Чтобы не было власти у йецер ара – вообще.
Объяснение.
Нечистая сила, как известно, держится за левую линию, но не за правую. Если устанавливается власть правой линии над левой, то нечистая сила не сможет держаться и за левую линию.
Посмотри, когда властвуют тяжёлые суды, они не отступают, пока не навредят. Ангелу смерти дано право уничтожать, и он не различает между праведником и грешником, и тогда даже праведники терпят урон. Однако, когда правая линия властвует над народами -идолопоклонниками, чтобы их сломать, то Вс-вышний жалеет их и не уничтожает. И ты видишь большую разницу между милостью правой линии и судами левой линии.
И поэтому все те, у кого есть грехи, по которым “топчутся” люди, не зная, что согрешили, – боятся всегда.
Царь Давид всегда остерегался, чтобы не совершить подобных преступлений. Прежде, чем выйти на войну, он делал тшуву, выискивая у себя даже следы таких поступков. И потому без страха шёл на войну.
Посмотри, было четыре короля. Каждый просил то, чего не просил другой.
Давид сказал: רדוף אויבי ואשיגם ולא אשוב עד כלותם – «погонюсь за врагами и настигну их и не вернусь до их полного уничтожения». Давид с полным правом мог так говорить, потому что его защищала взыскательность, с какой он относился к грехам, по которым люди “топчутся ногами”.
И этим он не давал врагам побеждать и властвовать над ним, всегда добиваясь того, что он преследовал врага, а не враг его. Оттого, что не могли обвинить его в подобных грехах, он никогда не попадал им в руки.
У Царя Асы было больше причин остерегаться. Он был не на уровне Давида, несмотря на то, что тоже был строг к себе и каялся в своих грехах. Он готов был воевать с врагами, но просил помощи у Вс-вышнего, чтобы тот уничтожил их, а не он сам. Так оно и было, как написано: וירדפם אסא – «и погнался за ними Аса».
И дальше сказано: ויגוף ה’ את הכושים לפני אסא – «и поразил Вс-вышний чернокожих на глазах у Асы». Тогда как о Давиде сказано: «И бил их Давид с утра до следующего вечера, но Аса только гнал врагов, а Вс-вышний поражал их у него на глазах».
А Царь Иудеи Йеhошафат просил: «я не могу преследовать врага и не смогу его убивать. Однако я буду воспевать Тебя, а Ты – уничтожь его». И это потому, что меньше заботился об искуплении своих грехов, чем Аса. И Вс-вышний выполнил его просьбу, как написано: Когда стали петь и прославлять, отдал Вс-вышний… и поразил их.
А Хизкияу, Царь Иудеи, еще меньше надеялся на себя, и потому сказал: «я не могу ни воспевать, ни преследовать, и ни сразить врага». И всё это потому, что боялся тех грехов, по которым люди “топчутся ногами”. Написано: «И вот, в ту ночь вышел ангел Вс-вышнего и поразил лагерь ассирийцев – сто восемьдесят пять тысяч. И проснулись утром, и вот, все мёртвые – одни трупы». Хезкия же находился дома, пока Вс-вышний сокрушал лагерь врагов.
И если эти праведники так боялись подобных преступлений, то тем более простые люди должны их опасаться. Человек должен остерегаться этих грехов и выискивать их у себя, чтобы не властвовали над ним «плохие Дни», о которых сказано, что они не пожалеют его.
Йосеф узнал своих братьев – ויכר יוסף את אחיו.
Когда братья оказались во власти Йосефа, он пожалел их, потому что был совершенным человеком. והם לא הכירוהו – но они его не узнали. Они – Шимон и Леви – происходят со стороны тяжёлых судов, и поэтому они в своё время не пожалели его. Все носители тяжёлых судов не жалеют людей, попавших им в руки. Иначе говоря, эти люди – на ступени плохих Дней, в которых нет милосердия.
И поэтому сказал Давид: «Почему я боюсь плохих Дней»? Не написано боялся, значит, боится всегда. И сказал: «Должен я всегда бояться этих плохих Дней». עון עקבי יסוביני – «грехи окружают мои Пятки».
Спрашивает: что это за Пятки?
И отвечает. Это секрет Веры, святости, как написано: «И рукой он держится за Пятку Эйсава». Пятка Эйсава – это секрет Веры и святости, так как Яаков держался за неё. И это то же место, о котором сказано: «Грехи окружают мои Пятки». Это акевот, обращающие взор всегда на те грехи, по которым “топчется человек”.
Объяснение.
Клипот, называющиеся экев, смешаны со святостью, как написано: «И рукой он держится за Пятку Эйсава». И эти клипот должны следить и наказывать человека за преступления, по которым “топчутся пятками”. И об этом сказал Давид: «Грехи окружают мои Пятки» – в том смысле, что окружают его и смотрят на него – есть ли в нём грехи, по которым люди “топчутся пятками”. Вот чего боялся Давид всегда.
Посмотри, что написано: הוי מושכי העון בחבלי השוא וכעבות העגלה חטאה – «горе тем, кто притягивает грех тонким жгутом, как вожжи у телеги станет их преступление». בחבלי השוא – это грех, по которому человек “топчется” и не обращает внимания. А впоследствии этот грех укореняется и становится толщиной с канат телеги. И усиливается этот грех, и сбивает человека с пути в этом и в высшем мире.
Счастливы праведники, знающие, как охранить себя от греха. Они проверяют все свои поступки, чтобы не возникло против них обвинения в этом мире и доноса – в высшем. Только Тора определяет для них пути и тропинки жизни, чтобы следовать им. Как написано: «Пути её – пути приятные, и все её тропинки – мир».
(Зоар на Микец, Сулам, пер. Цви Нисанзон)