История фамилии Абухацира — самой известной династии Мекубалим
В поколении святого Аризаля в Дамаске жил величайший из его учеников — Рабейну Хаим Виталь. Одним из его товарищей по учебе — «хаврута» — был святой Гаон и каббалист Рабби Шмуэль Эльбаз. Однажды ему было необходимо посетить еврейскую общину Турции, что в то время было быстрее и легче всего сделать по морю.
Рабби Шмуэль прибыл в порт и нашел корабль, который отправлялся в Турцию. Он попросил капитана судна взять его на борт до берегов Турции, но капитан не соглашался брать пассажира без денег. Тогда Рабби Шмуэль достал из своей сумки книгу и циновку (коврик), постелил циновку на берегу рядом с трапом и стал учиться.
Капитан, увидев это, решил, что еврей сейчас будет попрошайничать, чтобы насобирать сумму на путешествие — но тот ни разу не оторвал глаз от книги. Некоторые из поднимавшихся на борт спрашивали у капитана о странном еврее, нашедшим такое неподходящее место для учебы — и тот рассказывал с усмешкой о «бедном еврее», решившем «за просто так» переправиться в Турцию в обществе «правоверных». На удивление всех, следивших за развитием событий с борта корабля, когда подняли трап, то «яхуд» («еврейчик» на арабском) не стал прыгать и умолять взять его на борт. Он просто встал, взял свой коврик в руки и, подождав, когда корабль отчалит, положил коврик на воду и сел на него сверху. Коврик не только не пошел с бульканьем под воду — а стал плыть рядом с кораблем. Пассажиры судна позвали капитана. Тот, увидев такое чудо, понял, что имеет дело с еврейским праведником — а все арабы знали их силу. Капитал стал звать Рабби Шмуэля на борт, но тот не обращал на него никакого внимания. Так они доплыли до берегов Турции. В порту Рабби Шмуэль на глазах изумленных матросов, грузчиков и другой публики подплыл на коврике к берегу, встал, взял коврик. И, стряхнув с него воду, неспешно пошел в сторону еврейского квартала.
Когда эта история стала известна среди турецких евреев, то Рабби Шмуэля Эльбаза стали называть «Хозяин Коврика» — на арабском «Абу Хацира». В последствии, это прозвище стало фамилией для его потомков.
Рабби Шмуэль Эльбаз похоронен в Джубаре, рядом с Дамаском.
Его правнук — знаменитый Гаон и Каббалист Рабби Яаков Абухацира, прозванный Могучим — «Абир Яаков». Примечательно, что в сефардских Слихот в молитве «Анэну» мы 40 дней этим словосочетанием вспоминаем о Яакове Авину: «Анэну, Элоhэй Авраам, Анэну. Анэну, у-Пахад Ицхак, Анэну. Анэну, Абир Яаков, Анэну».
Далее династию продолжила плеяда Мекубалим: Махсуд Абухацира, Баба Дуду (Рабби Давид Абухацира, убитый в Марокко), его брат Баба Хаки, Баба Сали, Барух Абухацира, Рабби Йехиэль Абухацира, Рабби Давид Абухацира и др.
(переводен по «Питухей Хотам»)











