Теилим 77 или причина появления болезней
Теилим 77:11
– «Ваомар халоти и, шенот Йемин Эльон» – (И сказал я: болезнь моя – это изменение десницы Вс-вышнего).
Давид hа-Мелех в Теилим 77 говорит о причине появления болезней, как изменения в «Йемин Эльйон» – Высшего Правого – то есть Десницы Ашема.
По Кабале – это означает сокрытие Б-жественного Света в правой стороне в результате отделения левой стороны от правой.
Изгнание – есть сокрытие правой стороны – сокрытие милости (Хесед) Вс-вышнего от его народа Израиля. Это состояние в Теилим определяется, как «халоти» (корень «хет-ламед») означает слабость и болезнь.
В учении хасидизма слову «халоти» дается четыре близких между собой объяснения, которые вытекают одно из другого:
– Дрожь – симптом слабости и болезни;
– Молитва (как сказано выше о молитве Моше после греха золотого тельца);
– Способность превратить горькое в сладкое (конечное назначение болезни);
Выражение «Йемин Эльйон» (Высший Правый) – относится не только к сфирот правой линии, но также к Кетер (Кетер Эльон – высший), о которой сказано:
«Нет левого в атике (атик – один из уровней сфиры Кетер), все правое».
В Каббале сфира Кетер называется также Арих Анпин («большой лик»).
Слово «арих» родственно слову «аруха» (заживление), имеющему прямое отношение к исцелению.
В слове «арих», есть также намек на утверждение, что именно Вс-вышний – врач: «Ибо Я – Авайе, целитель Твой» – (Ки ани Ашем рефуа) – аббревиатура слова «арих».
«Арих» – также и аббревиатура выражения: «Амен кен йеи рацон».
(составлено по книге Рава Ицхака Гинзбурга «Тело, Разум и душа»)