Теилим 122 или почему еврейские фамилии оканчивались на «и»
Теилим 122:4
שִׁבְטֵי־יָ֭הּ עֵד֣וּת לְיִשְׂרָאֵ֑ל
– «Шивтей Йя – эдут ле-Исраэль» – (Колена Господни – свидетельство для Исраэля);
Зоар а-Кадош учит, что буква י «йюд» была добавлена к имени Пинхаса, а буква ה «hей» – к имени Йосефа: «Эдут би h-Йосеф само бецэто аль эрэц Мицраим» – (свидетельство Йосефу, данное, когда он поднялся над Мицраимом) (Теилим 81:6), потому что они оба ревностно относились к запрету на отношения с гойками. Пинхас убил Зимри, а Йосеф сопротивлялся настойчивым приставаниям жены Потифара.
Это проливает свет на объяснение Раши, почему каждое из имен колена, включенных в перепись, состояло из имен отцов их отцов (фамилий) с добавлением ה «hей» в начале имени и י «йюд» в конце.
Объясняет Раши (Пинхас 22:5), что народы оскорбляли евреев, говоря: «Как могут они определять свою родословную по своим коленам? Неужели они думают, что мицрим не властны были над их матерями? Раз они властвовали над ними, то тем более (властвовали) над их женами».
Поэтому Пресвятой возложил Имя Свое на них – ה «hей» с одной стороны (в начале имени) и י «йюд» с другой стороны (в конце имени), тем самым говоря: «Я свидетельствую о них, что они действительно сыновья своих отцов».
И таково значение сказанного Давидом а-Мелехом: «Колена Г- сподни, свидетельство для Исраэля».
Это Имя Ашема свидетельствует о них.
Колена перечислялись так: …הראובני … השמעני (Бемидбар 26:7,14) (с ה «hей» в начале и י «йюд» в конце), но что касается Имна (Пинхас 26, 44), не нужно было говорить «семейство а-Имни», потому что Имя Вс-вышнего уже связано с ним – י «йюд» в начале и ה «hей» в конце.
(Раши на Пинхас 26:5, по мидраш «Песикта де-Рав Каана»)