Секреты вина в иудаизме
Положительный аспект вина
Каждое радостное событие, почти каждая заповедь у евреев связаны с вином:
Праздники – Пурим (пить в Пурим до тех пор, пока не перестанешь отличать «проклят Аман» от «Благословен Мордехай»), Песах (выпить 4 бокала вина), в Шавуот и Рош Ашана, в Суккот – во все праздники обязательны кидуши, даже в Йом Кипур – по окончанию поста, мы делаем авдалу с вином, каждый Шабат – 2 кидуша, в Моцей Шабат – авдала с вином.
Радостные события – свадьбы – Кидушим с вином, Брит Мила – делают Кидуш, Пидъйон а-Бен – благословение на вино и т.д.
Мекубалим объясняют, что из всех напитков – вино обладает самой большей силой впитывать духовную энергию. Вино больше чувствительно, восприимчиво к духовному.
Именно по этой причине евреям запрещено пить «яин несех» – вино, изготовленное не евреями.
Не кошерное вино особым образом влияет на еврейскую душу и имеет большие негативные последствия для того, кто его пьёт.
Мекубалим раскрывают, что одной из причин, почему еврейские события сопровождаются питьем вина, является то, что, когда мы пьем вино в такие дни – происходит самое большое исправление мира.
Сказано в Зоар а-Кадош: «Есть два вида вина: духовное вино — вино Торы, и материальное вино — земной напиток. Вино материальное — зло, нет в нём добра, его начало — радость, а конец — горе».
Надо помнить, что у любой вещи, у которой очень высокий уровень святости – очень высокий уровень противостояния со стороны нечистоты.
Негативный аспект вина
Адам и Хава
По одной из версий, «Эц а-Даат Тов ве-Ра» (Древо Познания Добра и Зла) было виноградом, как мы и учим: Рабби Меир сказал, что древо познания добра и зла, от которого вкусил Адам, было виноградом, ибо нет больше вреда, чем приносит вино». (Талмуд, Санедрин 70:1)
Более того, мидрашим говорят, что Хава дала Адаму не сам виноград, а сделала вино.
Сказал Рав Авин: жена Адама Хава налила мужу вино, и он выпил, как сказано: и увидела женщина, как привлекательно Древо для еды.
В книге «Зоар» так же сказано, что грех Адама был связан с вином.
Виноград напрямую связан с ангелом смерти Самаэлем: «Почему разведчики, посланные Моше Рабейну разведать Землю Израиля, не преуспели. Потому, что попали в сезон созревания винограда». (Мидраш Плия 42)
В комментариях на этот мидраш сказано: «Буквам, составляющим слово «анавим» (виноград), в алфавите предшествуют буквы, составляющие слово Самаэль. Это значит, что в дни созревания винограда у него есть полная власть. Поэтому Тора подчёркивает: а дни эти — дни созревания винограда».
Ноах
Вторая негативная история в Торе, связанная с вином, произошла с Ноахом.
Говорят Мидраши, что Ноах вышел из ковчега грустный (по одной из версий – лев повредил ему ногу): «Когда Ноах после потопа вышел из ковчега, то посадил виноградник. Рав Хисда от имени Рава Уквы, а тот от имени Рабби Закая сказал:
«обратился тогда Б-г к Ноаху: Ноах, разве ты не должен был научиться уму разуму на примере с Адамом, ведь причиной всего произошедшего с ним было вино»?
«Когда Ноах после потопа вышел из ковчега, то посадил виноградник, сделал вино и опозорился. Сказали наши мудрецы: в тот самый день он его посадил, в тот самый день вырос виноград, в тот самый день он его сорвал, в тот самый день он его выжал и сделал вино, в тот самый день он его выпил, в тот самый день он опьянел, в тот самый день опозорился.
Ещё сказали наши мудрецы: когда Ноах собрался посадить виноградник, к нему подошёл ангел смерти Самаэль и спросил: что ты сажаешь? Отвечал ему Ноах: виноградник. Самаэль спросил: в чём же его прелесть? Отвечал ему Ноах: плоды его сладки будучи свежими или высушенными, и из них делают вино, радующее сердце.
Самаэль предложил ему свою помощь, а Ноах ответил: Лехаим.
Тогда Самаэль пошёл и принёс овцу, и убил её в месте посадки, полив его её кровью. Потом Самаэль пошёл и принёс льва, и убил его в месте посадки, полив его кровью. Потом Самаэль пошёл и принёс свинью, и убил её в месте посадки, полив его её кровью. Потом Самаэль пошёл и принёс обезьяну, и убил её в месте посадки, полив его её кровью.
Этим он намекнул: когда человек испробует вина, то становится простодушным, как овца. Когда выпьет ещё, то становится сильным, как лев. Когда выпьет слишком много, то становится подобным свинье, валяясь в грязи. Когда же совсем опьянеет, то становится подобным обезьяне, пляшет и смеётся, грязно выражается и не понимает, что творит.
И всё это случилось с Ноахом, которого Тора назвала цадиком. И, если с ним случилось такое, что даже привело к проклятию его потомства (Хам – сын Ноаха надсмеялся над отцом и был проклят) то, что можно сказать о нас?» (Мидраш Танхума, Ноах 13)
Лот
Третья негативная история с вином из Торы связана с дочерьми Лота, племянником Авраама Авину, которого с дочерьми спас ангел во время разрушения Сдома.
Дочери Лота, которые думали, что они остались одни на всем свете после разрушения Сдома, ради продолжения рода, напоили отца своего вином: «вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лота беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен‐Амми. Он отец Аммонитян доныне».
И это основная причина, по которой эти народы не могут войти в общину Израиля.
Знаменитое выражение: «нихнас яин (70) – яца сод (70)» – (входит вино – выходит секрет) – раскрывает важный аспект вина – оно выявляет сущность человека – чем духовней человек, тем его божественная душа может подняться на более высокие уровни, когда он пьёт вино – чем материальней человек, тем ниже его животная душа может опуститься.
Духовный аспект вина
- Тикун греха Адама – вино во время заповедей, праздников и т.д. – исправляет грех Адама, и это спускает благословение;
- Радость – вино радует – поэтому во время заповедей пьют вино;
- Насыщение – вино насыщает – если человек пьет вино (полстакана за один раз) – это равноценно приёму хлебу;
- Благодарность – Гмара (Брахот 31 лист) учит, что если ты хочешь отблагодарить – делай это с вином: «Эйн омрим шира – эла аль а-яин»;
- Святость и Браха – говорит Зоар а-Кадош: «Эйн кдуша эла бе-яин», «Эль браха эла бе-яин» – и святость и благословение – там, где вино.
- Изобилие – говорит Талмуд, у кого вино льётся дома, как вода в изобилие во время мицвот, праздников (по этой причине мы переливаем кидушный бокал) – у того человека будет хорошая парнаса, богатство.
- Мудрость – говорит Гмара (Йома 72 лист): «Хамра ве-рейханей пакхин» – вино и хорошие запахи дают мудрость.
Свойства вина – чем дольше хранится, тем оно лучше.
Вино, созданное в 6-й день творения, хранится для трапезы Машиаха и, кто выпьет его – у него откроется мудрость.
Одно из условий – пить его смогут только те, кто были осторожны в том, чтобы пить только кошерное вино.
Сгулот с вином
1. Гемара учит, что остатки мицвот – защищают и оберегают от опасностей.
Остатки вина от Кидуша, Авдалы, свадебных Шева Брахот, Брит Мила и т.д. – большие сгулот.
После Авдалы (или Кидуша, но не в Шабат) мы дотрагиваемся пальцами, которые окунули в остатки вина: до глаз – исцеление, до косточки луз (верх спины) – для оживления из мертвых, в карманы – для Парнасы и т.д.
- «Кос шель Браха» – это когда 3-е мужчин и больше говорят Браху «Биркат Амазон» – остатки этого вина – очень сильная сгула для благословения дома и детей, для бесплодных –также сильная браха;
- Остатки вина от Шабатнего Кидуша можно использовать после Шабата – смазать больные места.
- Для Амтакат Диним (облегчения судов).
Так как вино красного цвета (символ Гвуры) – то хорошо добавить белое (Хесед) – воду, для нейтрализации судов.
В иудаизме женщина называется «кос» (бокал, сосуд) и, когда она (сама по себе пришедшая из мира суда) добавляет 3 капли воды, этим она смягчает приговоры.
- Рав Мордехай Элиягу учил, что стакан с водой, из которой добавили эти 3 капли – является сгулой для Рефуа Шлема – хорошо потом выпить ее.
- От эпилепсии (махалат hанефила).
Нужно взять настоящий шафран – положить в кастрюлю и залить 5 стаканами вина, как закипит – выключить, дать настояться. Потом давать пить больному 4 дня.
- Для зачатия:
– самой добавить 3 капли воды в кидушный бокал;
– купить вино для Брита и подарить семье, у которой Брит, чтобы они использовали именно это вино;
– купить вино на Песах для неимущих и раздать;
- Рабби Пинхас из Кориц учит, что вино очень хорошо пить тем, у кого болезни крови, плохое кровообращение.
Он взял это из Торы, из Брахи Яакова Иссахару: «ба-яйин левушо увдам-анавим суто» – (моет в вине одежду свою и в крови гроздьев одеяние свое).
- От онкологии – нужно измельчить растение рута – добавить в вино, смешать и пить понемножку ежедневно.
- От продолжительной икоты – нужно взять 9 кусков хлеба (ке-зайт – по 30 гр) и залить их вином, чтоб пропиталось, затем сделать нетилат ядаим и с брахой съесть – проходит сразу. (Рафаэль а-Малах)
- Для шалом байт, для возобновления отношений супругов – если муж хочет вернуть расположение жены – ему нужно 3 капли крови (по алахе можно) из мизинца своей правой руки добавить в вино жены (не обязательно ей говорить) или наоборот – жена мужу – и дать выпить. [Важно! Данная сгула только для супругов!]
- От депрессии – взять камень «шабэ» (арабское названия) – измельчить в порошок и каждый день добавляя по пол чайной ложки в 0,5 бокала вина пить – и это избавляет от депрессий;
- Для кормящих матерей, если проблема с молоком, пить вино или виноградный сок;
- От аин ара – благословение Яакова Иссахару (Берешит 49:11) – прочитать над вином все благословение, прочесть браху и выпить – убирает «аин ара» (хорошо 3-7-10 раз):
«Осери лагэфен иро веласорека бени атоно кибэс, баяйин левушо увдам-анавим суто» – (к виноградной лозе привязывает он осленка своего и к лозе нежной сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздьев одеяние свое).
Сипурей Цадиким про вино
Рабби Йегошуа бен Хананья был на редкость образованным, но, к сожалению, столь же некрасивым человеком. Дети иногда даже пугались его. Однако ученость, ум и мудрость снискали ему уважение самого императора Траяна. В какой-то раз, когда он был приглашен ко двору, одна из принцесс стала насмехаться над его безобразной внешностью.
– Такая блестящая мудрость и в таком убогом сосуде! – сказала она.
Рабби не смутился и ответил:
– Скажи мне, принцесса, в каких сосудах хранит твой отец дорогие вина?
– В глиняных, разумеется, – сказала принцесса. – Все держат вина в глиняных кувшинах!
– Неужто? – усомнился Рабби. – Только простой люд держит их в таких убогих сосудах, а царским винам подобает храниться в более дорогой посуде.
Приняла принцесса его слова за чистую монету и приказала перелить дорогие царские вина в золотые и серебряные кувшины. К большому своему удивлению, она вскоре узнала то, что всем давно известно: если хранить вино в металлической посуде, будь она хоть из золота, оно быстро скисает, и его в рот нельзя взять.
Когда в следующий раз принцесса увидела Рабби Йегошуа, она стала подтрунивать над ним:
– Ну и совет ты мне дал! Знаешь, что случилось с хорошим вином? Оно скисло!
– Ну, теперь ты сама убедилась, что лучше всего вино сохраняется в простом, неказистом сосуде, – сказал Рабби Йегошуа. – Так же и с мудростью, и с познаниями.
– Но позволь, – возразила принцесса, – я знаю многих людей, которые не становятся глупее оттого, что они пригожи.
– Так-то оно так, – ответил ученый, – но, возможно, они были бы еще умнее, не будь они столь красивы. (Талмуд)
(http://nazirut.com/ru/%D0%BE-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0/)