Седер «Пидьйон нефеш» (выкуп души) по Рабейну Хида
Седер «Пидьйон нефеш» по Рабейну Хида проводится, как за больного, так и за здорового человека – ради заработка, от судебных преследований и других бедствий, настигших человека.
Основа «пидьйон» — это цдака, которую дают бедным. Заповедь Цдаки имеет силу спасти человека от смерти, а также удостоить его Милости Небес и в других необходимых ему духовных, либо материальных запросах.
1. Делать «Пидьйон нефеш» следует до того, как положение больного станет тяжелым.
2. Наиболее подходящее время для «Пидьйон нефеш» — перед рассветом (амуд hа-шахар) и до конца первых трех утренних временных часов.
3. Неправильно делать «Пидьйон нефеш» с начала захода солнца и до полуночи.
4. Следует взять 160 серебряных монет, даже если их себестоимость небольшая (гематрия слова «кесеф» – 160). Серебро намекает на качество «Хесед» — милосердие Творца, поэтому предпочтительней взять именно серебряные монеты. Но, если у человека нет возможности, можно взять и 160 медных монет.
5. Из 160-ти монет нужно отсчитать 17 монет, откладывая их рукой в сторону и при этом, мысленно их подсчитывая, причем имея в виду (но не произнося вслух), что это число соответствует гематрии Имени Б-га: «алеф-hей-вав-heй» (אהוה), которое связано с Даат (разумом).
7. Потом следует отложить 21 монету, снова мысленно их подсчитывая, и имея ввиду Имя Бога — «алеф-heй-йуд-heй» (אהיה), которое связано с Бина (пониманием).
8. Затем нужно отложить 26 монет, опять же, мысленно их подсчитывая, и имея в виду Имя Бога – «hей-вав-йуд-hей» (הויה).
Совместная гематрия этих трех чисел (17+21+26) = 64, что намекает на понятие Дин = 64 – (суд, наказание).
И надо подразумевать ослабление Меры Суда «амтакат динам», буквально – подслащение суда, ведь все эти три Имени Творца – сами являются Милосердием.
Но, поскольку это ослабление меры суда пока находится лишь в потенциале, но не в реальности, то, откладывая монеты в сторону рукой, отсчитывают их именно в мыслях, а не вслух.
И по этой же причине, не следует соединять, отложенные монеты в одну кучку, чтобы при соединении не получилось численное значение слова Дин, ведь он ослаблен только в потенциале.
9. Затем надо отсчитать уже вслух еще 65 монет, что соответствует числовому значению Имени Бога – Ад-най (אדני).
Но когда человек досчитает до 64, пусть вслух скажет: «И еще одна монета», и пусть имеет в виду букву алеф (א) и слово Дин (64).
То есть буквой алеф, означающей Милосердие – Рахамим (רחמים), человек ослабляет (а, возможно, и отменяет) Меру Суда (гематрия Дин = 64).
Теперь пусть человек перемешает вместе первые три кучки (вместе 64 монеты) и последнюю (64+1 монета), ведь сейчас ослабление Меры Суда происходит уже в реальности.
Но пусть человек будет осторожен: ослабление суда произойдет, только когда он соединит 64 монеты с 1 монетой.
В этот момент нужно перемешать все четыре кучки монет вместе, и тогда ослабление Меры Суда выйдет из потенциала в реальность и проявится Милосердие Небес.
10. И еще надо пересчитать 31 монету – оставшуюся от 160 монет, имея в виду стих: «Милость Б-га (א׳׳ל – Эль) весь день» (Теилим 52:3) – и перемешать всё вместе.
Молитва
«Да будет желанно перед Тобой, Б-г, Б-г наш и Б-г отцов наших, исполнить ради святости Своих святых Имён, которые мы вспомнили сейчас, во время этого Пидьйона, и учесть наши добрые мысли с нашими поступками, ведь Ты Б-г Милостивый!
И усиль меру Твоего Милосердия над мерой суда, и будут ослаблены все плохие приговоры великим Милосердием, исходящим из высшего источника абсолютной Милости, в котором нет ни малейшей примеси суда.
И пусть снимет мера Твоего Милосердия гнев с (имя человека) благодаря тому, что сделал Пидьйон своей души и отделил деньги на цдаку.
И да будет воля Твоя, Б-г, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы был желанен Тебе Пидьйон Нефеш этого человека, и чтобы добрые дела его стали добрыми заступниками за него, и закроются рты обвиняющих его, и их обвинения не принесут плоды.
И Ты прими наши мольбы и мольбу (имя человека – тако-го-то, сына такого-то), и пусть исполнится с ним сказанное в стихе: «И цдака избавит от смерти». (Мишлей 10:2) И избавь его от смерти, и дай ему жизнь во время голода, и обереги его от любой болезни и всяких недомоганий. И не передай его во власть его врагов, внешних и внутренних (может, это его дурное начало), и спаси его от всех несчастий и болезней, спаси его и дай ему полное здоровье – душевное и физическое.
Спаси его от смерти, выкупи его и отмени все тяжкие приговоры, вынесенные ему [здесь надо мысленно о произнести слова קרע שתן «Кра Сатан» – это просьба Б-гу избавить от Сатана (обвинителя), и вынести добрый приговор (этому человеку)] и пусть исполнится с ним стих: «Б-г поддержит его на ложе недугов (эрес девай)». (Теилим 41:4)
И надо мысленно произнести «10 йуд», имея в виду, что это связано с понятием «мудрость даст жизнь». (Теилим 41:4)
«Эрес девай» (ложе недугов) – буквы этих двух слов в измененном порядке читаются как «эсер йуд» – «10 йуд», где 10 – намек на цельность, а «йуд» – намек на Хохма (мудрость).
Молим Тебя, сделай ради Твоего милосердия, ради нашего праотца Авраама, да почиет с миром, который был проявлением качества милосердия Хесед – חסד.
Ради нашего праотца Ицхака, да почиет с миром, который был проявлением качества строгости Гвура – גבורה.
Ради нашего праотца Яакова, да почиет с миром, который был проявлением качества совершенства Тиферет – תפארת.
Ради нашего учителя Моше, который был проявлением качества Нецах – נצח.
Ради первосвященника Аарона, который был проявлением качества hод הוד.
Ради праведника Йосефа, который был проявлением качества Йесод יסוד.
Ради царя Давида, который был проявлением качества Малхут – מלכות.
Смилуйся над (имя человека) и вылечи его, чтобы стал он полностью здоров, чтобы жизнь его была долгой и мирной, наполненной искренним служением Тебе, Амен, да будет на это воля Твоя!»
И после этого хорошо будет прочитать Теилим 41 и разделить монеты среди многих бедных.
(«Пидьйон нефеш» по Рабейну Хида из «Йосеф Теилот» по книге «Пелэ Йоэц» Рабби Элиэзера Папо)