Парашат а-Ман и рыба
В парашат а-Ман сказано: «И он, как семя кориандровое». («Бешалах» 16:31)
Оба слова: «кориандровое» – «гад» – (גד) и слово «рыба» «даг» (דג), состоят из одних и тех же букв, только в разном порядке.
В слове «кориандровое» – «гад» – буква ג – «гимель» стоит перед буквой ד – «далет», а в слове «рыба» – «даг» – буква «далет» стоит перед буквой «гимель».
Буква «гимель» связана со словом «гадлут» – богатство и влияние.
Буква «далет» связана со словом: «далут» – бедность и восприятие.
В хасидизме объясняется, что человек может получить влияние духовности свыше двумя путями:
а) человек трудится снизу, а затем, в зависимости от его труда, Вс-вышний ниспосылает ему (благословение) сверху; таким образом, буква ד – «далет» находится перед буквой ג – «гимель» («даг» – рыба).
б) человек не трудится, но несмотря на это, Вс-вышний ему даёт влияние сверху; в этом случае, буква «гимель» находится перед буквой «далет» – «гад» – кориандровое.
Из этого следует, что Ман был получен евреями без их труда и поэтому они жаловались на «голод», т.е. стеснялись его получать.
В противоположность этому, рыба является символом получения влияния свыше за труд еврея, а не подарком. Тот факт, что евреи ели Ман и чувствовали себя голодными объясняется тем, что они могли почувствовать любой вкус пищи, за исключением, вкуса рыбы. Так как Ман была подарком с Небес – в этом есть намёк на то, что от евреев не требовалось его заработать физически, трудясь в материальном мире. Рыба же, наоборот – символизирует получение влияния свыше, посредством труда и работы в физическом мире.