21 Адара Йорцайт Рабби Элимелеха из Лиженска и его «Молитва перед Молитвой»
В Йорцайт Цадика читаем его «Молитву перед Молитвой» у зажженой свечи Ле Хвод Рабби Элимелех бен Мирош ве Элиэзер.
Молитва перед Молитвой
В Йорцайт Цадика есть традиция читать «Молитву перед Молитвой» у зажженой свечи Ле-Хвод Рабби Элимелех бен Мирош ве Элиэзер.
История молитвы:
Саба Кадиша из Радошица (благословенна память праведника), в своей книге «Нифлаот» (т. 1, с. 21-22), написал удивительную историю о «Молитве перед Молитвой» Рабби Элимелеха из Лиженска.
Когда Саба Кадиша был ребенком, он часто посещал Ребе Элимелеха из Лиженска.
Однажды, когда он беседовал с хасидами из близкого круга Ребе, к дому Ребе подошли несколько необычайно высоких мужчин и поспешили в дом. Когда они достигли дверного проема, им пришлось пригнуться, чтобы войти, поскольку они были очень высокими. Святой Ребе закрыл за ними дверь прежде, чем хасиды увидели их лица. Они ждали снаружи, пока посетители не ушли, чтобы понять, что за гости посетили их Ребе. Снова хасиды были удивлены, когда мужчины поспешили покинуть дом Ребе – хасиды не успели разглядеть их лица и просто увидели их спины – настолько те быстро ретировались, что почти исчезли. Хасиды поняли, что произошло что-то необычное и решили выяснить, что именно произошло.
Между тем, старшие хасиды приблизились к Ребе и попросили его объяснить странный инцидент. И вот, что рассказал им Ребе Элимелех:
«Когда я понял, что большинство людей не могут сосредоточиться должным образом на своих молитвах из-за огромного бремени зарабатывания средств к существованию и, что им не хватает времени, и понимания, чтобы полностью сосредоточиться, я решил переписать стандартную формулу для молитв.
Я бы написал новую, краткую версию, которая была бы одинаково понятна всем. Но Святые члены Великого Собрания, «Аншей Кнессет а-Гедола» (авторы стандартных молитв со времен Талмуда), поняли, что я намеревался сделать. Они пришли сюда, чтобы попросить меня не менять ни одну из молитв, установленных ими. Я посоветовался с ними и обсудил с ними этот вопрос. Они посоветовали мне создать «Молитву» перед официальной молитвенной службой. Мол, это поможет любому, кому не хватает концентрации и надлежащей каваны, необходимой для всех формальных молитв». «Молитва перед Молитвой» – это молитва «Йеhи Рацон», напечатанная во многих сидурах от имени Ребе Элимелеха из Лиженска.
Сгула произнести слова Ребе Элимелеха перед молитвой:
«Всякий раз, когда вы совершаете какие-либо действия, изучаете ли вы Тору, или произносите молитву, или выполняете позитивные заповеди, вы должны ознакомиться со следующими словами и сделать из них привычку и читать их:
– «hареини осех зот лe Шем йихуд кудша берих hу ушхеинтей ла‘асот нахат руах ла борей итбарах Шмо» — (я делаю это для того, чтобы объединить Святого, Благословлен Он и Его Шехину, чтобы дать наслаждение благословленному Творцу).
Эта сгула для получения помощи с Небес.
Мелицер Реббе (Шлита) – прямой потомок «Ноам Элимелех», заявил, что Ребе Иcроэль из Ружина сказал, что за 500 лет до того, как родился Ребе Элимелех, мир получил изобилие в его заслугу. Теперь, после его смерти, тем более!
Говорят, что Раби Элимелех обещал всем, кто посетит его могилу, что они не покинут этот мир без тшувы.
«Молитва перед Молитвой»
– «hареини осех зот лe Шем йихуд кудша берих hу ушхеинтей ла‘асот нахат руах ла борей итбарах Шмо».
«Да будет на то Твоя воля, Г-сподь, Б-г наш и Б-г наших отцов, внемлющий воплю нашей мольбы и в милосердии вслушивающийся в голос молитвы Своего народа Израиля, чтобы Ты открыл наши сердца и сосредоточил наши мысли и помог словам молитвы литься из наших уст. И приблизь Твой слух к голосу молитвы Твоих рабов, умоляющих Тебя в смирении и с сокрушенным сердцем.
Ты, Б-г милосердный, в великом милосердии и огромной милости сотри и прости и искупи нам, и всем нашим близким, и всему Твоему народу Израилю — все, в чем мы грешили и виновны перед Тобой. Ибо открыто и ведомо перед Престолом Твоей Славы, что не по злому умыслу, не дай Б-г, мы восставали против Твоих повелений и нарушали слова Святой Торы и ее заповеди — но исключительно из-за дурного побуждения, которое пылает в нас постоянно без устали, и которое не успокаивается, пока не приводит нас к тщетным удовольствиям этого мира. И оно вводит нас в заблуждение постоянно, даже в то время, когда мы предстоим перед Тобой в молитве, чтобы просить у Тебя за наши души – оно отвлекает нас от молитвы и путает наши мысли.
И нет у нас силы противостоять ему, поскольку ослабло наше сознание, разум и сердце. И иссякли наши силы из-за множества бед и тяжких трудов о насущных заботах.
Поэтому Ты, Милосердный и Милостивый, отнесись к нам, как Ты обещал нашему учителю Моше: «и помилую, когда Мне миловать, и умилосержусь, когда умилосердиться» (Шмот, 33:19).
И наши мудрецы пояснили, что это означает, что Ты помилуешь даже тех, кто этого не заслуживает, – ведь Тебе свойственно даровать благо как праведникам, так и нечестивым. Ведь ведомы Тебе наши стоны и наши переживания, и наша боль из-за того, что мы неспособны приблизиться к служению Тебе, и связать наши сердца с Тобой по-настоящему. Горе нашей душе. Горько нам чрезвычайно, Отец наш.
Так пробуди же отныне к нам Свою великую милость и доброту, и в частности в том, чтобы изгнать и уничтожить дурное побуждение, подстрекающее нас изнутри. Прикрикни на него, чтобы оно оставило и покинуло нас и не соблазняло нас более отступать от служения Тебе. И пусть не придет к нам в сердце ни одна посторонняя мысль — ни во время бодрствования, ни во время сна, и особенно когда мы стоим в молитве перед Тобою, и когда мы изучаем Твою святую Тору или выполняем какую-либо из Твоих заповедей. Пусть будут наши мысли ясными и чистыми перед Тобою, чтобы мы смогли войти в Твое Единство и раскрывать его по-настоящему от всего сердца, как Ты этого желаешь ради нашего блага.
И пробуди наши сердца и сердца наших близких и сердца всех, кто желает быть с нами вместе, и сердца всего Твоего народа Израиля, чтобы все мы вошли в Твое единство и раскрывали его по-настоящему и с любовью; и чтобы мы служили Тебе правильно, как это угодно Тебе. И пусть укоренится в наших сердцах крепкая вера навсегда без сомнений ни на минуту. И пусть вера в наших сердцах будет непоколебима.
И устрани все препятствия, разделяющие между нами и Тобой, Отец наш Небесный. И спасай нас от всех препон и ошибок. Не бросай нас, и не оставляй нас, и не делай нас посмешищем.
И будь с нашими устами, когда мы говорим, и с нашими руками, когда мы действуем, и с нашим сердцем, когда мы думаем.
И удостой нас, Отец наш Небесный, устремить наши сердца и сосредоточить наши мысли, нашу речь и наши дела, и все наши движения, и чувства, как сознательные, так и бессознательные, как отрытые нам, так и скрытые от нас — пусть все они будут устремлены исключительно к Тебе – искренно и честно, без каких-либо посторонних мыслей вовсе.
Очисти наши сердца и освяти нас.
Омой нас очищающими водами — в Твоем великом Милосердии – с любовью и состраданием. И укорени любовь к Тебе и трепет перед Тобой в наших сердцах навсегда — без перерыва.
Во всякое время, в любой ситуации и во всяком месте — находимся ли мы в дороге или дома, во время бодрствования и во время сна. Зажги в нас дух Твоей святости, чтобы мы наслаждались радовались Тебе, Твоей святости, Твоей любви и трепету перед Тобой, Твоей Торе — Письменной и Устной, открытой и тайной, Твоим святилищам (синагогам) и Твоим заповедям — чтобы раскрывать Единство Имени Твоего – великого и грозного.
И храни нас от неверного понимания, и от гордыни, и от гнева и от придирчивости, и от грусти, и от скупости, и от всех других плохих качеств, и от всего, что препятствует служению Тебе в святости и в чистоте, как это дорого нам.
И излей на нас дух Твоей святости, чтобы мы приникли к Тебе, и чтобы мы стремились к Тебе постоянно все больше и больше. И поднимай нас ступень за ступенью постоянно, чтобы мы смогли достигнуть ступени наших праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова. И в их заслугу услышь эту молитву, чтобы Ты ответил нам в то время, когда мы обращаемся к Тебе, как за себя, так и за другого человека из народа Израиля, как за многих, так и за одного.
И радуйся, и гордись нами, и пусть плоды нашего служения будут Свыше, а корни — внизу.
И не вспоминай нам наши грехи, и в особенности, грехи юности, как молился об этом царь Давид: «Грехов юности моей и проступков моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты – по доброте Твоей, Г-споди» (Теилим, 25:7).
Напротив, обрати все наши ошибки и грехи в заслуги. И посылай нам постоянно мысли о раскаянии из Мира раскаяния, чтобы мы вернулись к Тебе всем сердцем и, чтобы было исправлено перед Тобой все, что мы нарушили в Твоих святых и чистых Именах.
И спаси нас от зависти друг другу, чтобы никто из нас не завидовал ближнему и не выискивал недостатки ближнего. Напротив, пробуди наше сердце, чтобы каждый из нас видел лишь достоинства другого, а не его недостатки.
И пусть каждый из нас направляет товарища по прямому пути, желанному Тебе. И пусть не войдет в наше сердце никакая вражда по отношению к ближнему, не дай Б-г. Лишь укрепляй нашу дружбу в духе любви к Тебе, поскольку открыто перед Тобой наше внутреннее стремление к тому, благодаря нашей дружбе мы укрепляли друг друга в истинном служении, радующим Тебя — ибо это наша главная цель. И если нам не хватает разумения для того, чтобы направить наши сердца к Тебе, Ты сам научи нас пути, чтобы мы знали, что ты действительно хочешь от нас.
И обо всем этом мы молим Тебя, Б-же милосердный, чтобы Ты принял эту нашу молитву с состраданием и желанием.
Аминь, пусть это будет Твоя воля».
(Перевод Рав Таль Моше Цвеккер, torahdownloads.com)