Молитва на Киврей Цадиким и могилах родителей
Мекубаль, Рабби Сальман Муцафи, алав ашалом, учил, что, когда человек приходит на Кевер Цадика, он должен взять левой рукой камешек и положить его на Кевер, чтоб душа Цадика спустилась и выслушала этого человека, а когда человек уходит с Кевер, нужно этот камешек убрать, чтоб душа Цадика смогла вернуться туда, откуда спустилась.
(Следует положить левую руку на могилу и сказать):
Рибон hа-оламим, Адон hа-слихот, ве Адон коль hа-нешамот, Эль Элоhэй hа-рухот ле-холь басар, ашер бе-ядо Нефеш Коль Хай веруах коль басар иш.
Йеhи рацон мильфанеха Ад-най Элоhэйну, ве Элоэй Авотейну, Шетитмале бе-рахамим аль коль hа-нефашот ве hа-рухот, ве-hанешамот шель амха Исраэль, увихлалам йеhему на рахамеха аль нэфеш, руах, у-нешама шель (имя) hа-шохев бе-кевер зэ, ветитнаhег имаhем бе-мидат hа-Хесед, ве hа-Рахамим ве-тиканес лаhем лифней ве-лифним мишурат hа-дин ве-таалем бе-маалот ле-ор бе-ор панеха ве-леhенот мизив шхинатха, ве-януху аль мишкевотам бе-шалом ад ше-яамду ле-горалам ле-кец hа-йямин
(об отце и матери):
им ави о ими ше-шохев бакевер зэ хаяв эйзэ дин, hарени капарат мишкаво, кдей шело ийhье алав шум дин ве-шум цаар рак ийhье ло менуха нехона бе-мхицатан шель цадиким, амен кен йеhи рацон!
(продолжают)
Увизхут hа-шохев ба кевер hа-зэ, увихзхут Авотейну hакдошим йешеней Хеврон, увизхут коль hа-цадиким ве-hа-хасидим шетерахем алену, ветитен бану хаим аруким, хаим шель това, хаим шель браха, хаим шель парнаса това, хаим шель хилуц ацамот, хаим ше-еш баhем йиръат хет, хаим ше-эйн баhем буша у-хлима, хаим шенашлим баhем тикун нефеш, руах, унешама, ве-ло неуль бе-хисуфа камах, у-тзакени лиръот бимhера бе-ямейну биат Машиах, ки лишуатеха кивину коль hайом, ви-куям бану микра ше-катув: била hа-мавет ланецах, у-маха Ад-най Элоhим димъа ме-аль коль паним.
Ве-херпат амо ясир ме-аль коль hа-арец ки Ад-най дибер, йихъю мэтэха нвелати екумун hакицу веранену шохней афар ки таль орот талеха ве-эрец рфаим тапиль. Ве-hу рахум йехапер авон вело яшхит ве-hирба леhашив апо вело яир коль хамато.
Асэ лемаан Шмэха, Асэ лемаан Йеминха, Асэ лемаан Торатэха, Асэ лемаан Кдушатэха. Ве-нхаха Ад-най тамид ве-hисбиа бе-цахцахот нафшэха веацмотеха яхалиц. Ве-hаита кеган равэ у-х-моца маим ашэр ло йехазву меймав, тишкав бе-шалом ве-тишан бе-шалом ад бо менахем мевасер hа-шалом.
(Затем читают псалмы: 16,17,20,23; если есть миньян – то и Кадиш)
Перевод:
Владыка мира, Обладатель прощений и Господин всех душ!
Б-г, поместивший души в тела человеческие, в Руке Которого Душа всего живого и дух всякой плоти человека.
Да будет воля перед Тобою, Г-сподь Б-г наш, и Б-г наших отцов, исполниться милосердием ко всем частям душ народа Твоего, Израиля, и среди них пусть пробудится Твоя жалость к частям души (имя),лежащего в этой могиле.
Поступай с ними, пожалуйста, с милостью и милосердием, и считайся с ними намного больше, чем, это позволяет справедливость!
Подними же их по ступеням к свету, в свете Твоего Лика, и пусть они удостоятся наслаждаться сиянием Твоей Шхины и будут покоиться с миром на своем ложе, пока не встанут по жребию своему в конце времен.
(об отце или матери):
Если же мой отец/мать, лежащий в этой могиле заслуживает какой-то приговор, то пусть я буду искуплением его ложе, чтобы не нашел его никакой суд, и никакая боль, а только пусть будет у него верный покой в среде Цадиким. Амен, да будет на то воля Твоя!
(продолжают)
И пусть в заслугу того, кто лежит в этой могиле, и в заслугу наших Святых Праотцов, покоящихся в Хевроне, и в заслугу всех праведников и благочестивых, сжалься над нами и дай нам долгую жизнь, жизнь хорошую, жизнь благословенную, жизнь с хорошим достатком, жизнь укрепления костей, жизнь, в которой есть страх перед грехом, жизнь, в которой нет стыда и позора, жизнь, в которой мы закончим исправление всех частей нашей души, и не придем к Тебе со стыдом.
И дай нам удостоиться увидеть приход Машиаха, вскоре, в наши дни, Ибо спасения Твоего мы ждали весь день!
И пусть исполнится о нас стих: «Исчезнет смерть навеки, и сотрет Г-сподь Б-г слезу со всякого лица и поношения от народа Своего уберет Он со всей земли, ибо Г-сподь сказал».
«Пусть оживут мертвые, умершие Мои восстанут, проснутся и будут воспевать покоящиеся в прахе. Ибо роса Светов – роса Твоя, и земля выбросит (из себя) мертвых».
«И Он, Милосердный, искупает вину, и не уничтожает, и многократно сдерживает Свой гнев, и не пробуждает Свою ярость».
Сделай же ради Имени Твоего, сделай ради Десницы Твоей, сделай ради Торы Твоей, сделай ради Святости Твоей!
И поведет Тебя Г-сподь постоянно и насытит чистым светом душу твою, и укрепит кости твои! И будешь ты, как напоенный сад, и как источник вод, чьи воды не иссякают. Почивай же с миром и спи с миром вплоть до прихода Утешителя, провозглашающего мир.
(Затем читают псалмы: 16,17,20,23; если есть миньян – то и Кадиш)
Законы пребывания на Кладбище
1. Тот, кто видит еврейские могилы после перерыва в 30 дней или более, должен произнести следующее благословение:
בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלֹ-הֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר יָצַר אֶתְכֶם בַּדִּין וְזָן אֶתְכֶם בַּדִּין, וְכִלְכֵּל אֶתְכֶם בַּדִּין, וְהֵמִית אֶתְכֶם בַּדִּין, וְיוֹדֵעַ מִסְפַּר כֻּלְּכֶם, וְהוּא עָתִיד לְהַחֲיוֹתְכֶם וּלְקַיֵּם אֶתְכֶם בַּדִּין, וְעָתִיד לְהַחֲיוֹתְכֶם בַּדִּין לְחַיֵּי הָעוֹלָם הַבָּא, בָּרוּךְ אַתָּה ה’ מְחַיֵּה הַמֵּתִים.
«БАРУХ АТА АД-НАЙ’ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ hАОЛАМ АШЕР ЙАЦАР ЭТХЭМ БАДИН, ВЕЗАН ЭТХЕМ БАДИН, ВЕХИЛКЕЛ ЭТХЕМ БАДИН, ВЭЭМИТ ЭТХЕМ БАДИН, ВЭЙОДЭА МИСПАР КУЛЕХЕМ, ВЭУ АТИД ЛЭАХАЙОТХЕМ УЛЕКАЙЭМ ЭТХЕМ БАДИН, ВЕАТИД ЛЕАХАЙОТХЕМ БАДИН ЛЕХАЙЕЙ АОЛАМ АБА, БАРУХ АТА АД-НАЙ МЕХАЙЭ А-МЭТИМ»!
(Благословен Ты, Б-г, Г-сподь наш, Царь вселенной, Который сотворил вас в правосудии, и питал вас в правосудии, и содержал вас в правосудии, и умертвил вас в правосудии, и Ему известно количество всех вас, и в будущем Он воскресит вас, и поднимет вас в правосудии на жизнь в грядущем мире. Благословен Ты, Б-г, воскрешающий мертвых).
Существует несколько вариантов этого благословения, зависящих от традиции. Поэтому желательно произносить его по сидуру. На одну могилу, в которой похоронен только один человек, это благословение произносить не следует, так как оно обращено к мертвым во множественном числе.
2. Принято также добавлять к этому отрывок из молитвы «Амида»:
אַתָּה גִבּור לְעולָם ה’ מְחַיֵּה מֵתִים אַתָּה רַב לְהושִׁיעַ מורִיד הַטָּל מְכַלְכֵּל חַיִּים בְּחֶסֶד, מְחַיֵּה מֵתִים בְּרַחֲמִים רַבִּים. סומֵךְ נופְלִים וְרופֵא חולִים וּמַתִּיר אֲסוּרִים. וּמְקַיֵּם אֱמוּנָתו לִישֵׁנֵי עָפָר. מִי כָמוךָ בַּעַל גְּבוּרות וּמִי דומֶה לָךְ. מֶלֶךְ מֵמִית וּמְחַיֵּה וּמַצְמִיחַ יְשׁוּעָה וְנֶאֱמָן אַתָּה לְהַחֲיות מֵתִים:
«АТА – ГИБО́Р ЛЕОЛАМ – АДОHАЙ, МЕХАЕ́ МЕТИМ АТА, РАВ ЛЕhОШИЯ, МОРИД hАТА́ЛЬ.
МЕХАЛЬКЭ́ЛЬ ХАЙИМ БЕХЭ́СЕД, МЕХАЕ́ МЕТИМ БЕРАХАМИМ РАБИМ, СОМЭ́Х НОФЕЛИМ, ВЕРОФЭ́ ХОЛИМ, УМАТИР АСУРИМ, УМКАЕ́М ЭМУНАТО́ ЛИШЕНЭ́ АФА́Р. МИ-ХАМО́ХА БА́АЛЬ ГЕВУРО́Т, УМИ ДОМЭ́-ЛАХ, МЭ́ЛЕХ МЕМИТ УМХАЕ́, УМАЦМИЯХ ЕШУА. ВЕНЕЭМА́Н АТА́ ЛЕhАХАЁТ МЕТИ́М. БАРУ́Х АТА АДОНАЙ, МЕХАЕ́ hАМЕТИ́М».
(Ты могуч навечно, Б-г, воскрешаешь мертвых, велик Ты в избавлении, спускаешь росу, питаешь живых по доброте Своей, воскрешаешь мертвых в великой милости Своей, поддерживаешь упавших, исцеляешь больных, освобождаешь узников и сохраняешь верность Свою спящим в прахе. Кто сравнится с Тобой, обладатель могущества?! Кто уподобится Тебе, Царь умерщвляющий, и воскрешающий, и взращивающий спасение?! И верен Ты [в Своем обещании] оживить мертвых).
3. Тот, кто ехал по дороге и увидел кладбище из окна машины или автобуса, должен произнести благословение. Существует иное мнение, по которому это благословение произносят, только находясь на кладбище или на расстоянии не больше 4 локтей (около 2 метров) от могилы.
Благословение произносят, только если видят часть могилы, которая соединяется с землей. Если же увидели только купол, установленный над могилой, и тому подобное, благословение произносить не следует.
4. Тот, кто видит похоронные пещеры, в которых не видны могилы, как например, пещеру, в которой похоронен Раби Шимон бар Йохай (Мерон), или пещеру в Хевроне, в которой похоронены наши праотцы, не должен произносить благословение, так как сами могилы там увидеть невозможно.
5. Человек, живущий недалеко от кладбища, это благословение произнести не может, так как он видит могилы чаще, чем раз в 30 дней.
(По Элияу Ариэль, «Шаар а-Айин» гл. 16)
(Из книги «Дом Молитвы», «Браха ве-Йешуа» изд-во «Яхад»)