Какой плод отведали Адам и Хава
Сказано в Мишне о дереве, от которого съел первый человек:
«Раби Меир говорит, что это был виноград, ибо ни от чего человек не страдает так, как от вина, как сказано:«Выпив вина, он опьянел…». (Берешит 9:21)
Раби Нехемия сказал: «Это была смоковница, ибо то, что привело к греху, помогло исправить грех, как сказано: “…сшили листья смоковницы…». (Берешит 3:7)
Раби Йегуда сказал: «Это была пшеница, ибо ребенок начинает говорить первые слова (“папа”, “мама”) лишь после того, как попробует вкус хлеба». (ВТ, Брахот, 40а)
Маhараль (зехуто яген алейну) объясняет: мнения мудрецов Талмуда о видовой принадлежности Древа Познания не противоречат друг другу – все зависит от того, какая часть души оказалась восприимчива к искушению.
Когда Хава вкусила от Древа Познания, она заметила:
«что плоды этого дерева хороши для еды, вожделенны для глаз и сулят разумение». (Берешит 3:6)
Древо Познания увлекло Хаву темя разными аспектами, каждый из которых связан с одним из уровней души.
Желание отведать от дерева познания, так как его плоды «хороши для еды» – соответствует нижнему уровню души – «нефеш», который связан с основными физическими потребностями человека.
Инжир «оживляет» душу, пробуждает аппетит. Это один из тех видов пищи, который никогда не надоедает. В физическом плане уровень «нефеш» связан с печенью, так как именно печень очищает пищу от токсинов и помогает пищеварению.
Виноград, о плоде которого сказано: «вожделенны дпя глаз», соотносится с более высоким уровнем души, называемым «руах», и влияет на наши эмоции.
Слова «сулят разумение» олицетворяют собой интеллектуальные силы души, связанные с уровнем «нешама», и, соответственно, с пшеницей, чей вкус влияет на раскрытие мыслительных способностей.
Гармоничное существование человека в этом мире возможно, только когда мысли, чувства и действия – три аспекта его души – находятся в равновесии. Как сказано в «Пиркей Авот 4:21»: «зависть, страсть и честолюбие изводят человека из мира».
Зависть поселяется в сердце, когда чувства выходят из-под контроля. Когда человек тянется к физическим благам и удовольствиям, им овладевает страсть. А под влиянием честолюбия человек жаждет признания. (Маhараль «Дерех а-Хаим» на Пиркей Авот 4:21)
(по книге Х.Б. Сигельбаум «Семь плодов земли Израиля»)