Беньямин – бедренный сустав – Нецах
Тора описывает ночной поединок Якова с ангелом-покровителем Эйсава.
Ангел ощупал Якова со всех сторон, пытаясь найти слабое место в его духовной природе, в строении его качеств, и не нашёл.
Яков, совершеннейший из наших отцов, выдержал этот сложный экзамен и победил. Тем не менее, ангелу удалось поразить его – сила нечистоты поразила святость в бедро. С бедром связано Б-жественное качество Нецах. В результате поединка Яков захромал в прямом и в переносном смысле.
В книге «Пардес» великого Рамака есть целая часть «Ерех Яков», посвященная этой теме.
Наутро состоялась знаменитая встреча семьи Якова с Эйсавом. Менее всего пострадал от неё младший из братьев, Беньямин, с этим и связана его особая святость. Все 11 братьев были вынуждены поклониться Эйсаву. Поклон, а точнее в данном случае падение лицом ниц, вызывает нисхождение Сверху Б-жественной силы. Павши ниц перед Эйсавом, братья передали ему эту силу, и, тем самым, закрепили его власть над качеством Нецах.
Про самого Якова Зоар а-Кадош спрашивает, как это возможно, что он склонился перед злодеем Эсавом. И отвечает, что во время этой встречи произошло раскрытие присутствия Шхины, и именно Ей он и кланялся 7 раз. Но о братьях такого объяснения не существует. Следовательно, они склонились непосредственно перед Эйсавом.
Только Беньямин в этом не участвовал, так как к тому времени он ещё не родился. Поэтому его связь с Нецах осталась наиболее крепкой.
Эта сила – смирить силу Эсава в лице его потомка Амалека – перешла Царю Шаулю, потомку Беньямина.
Пророк Шмуэль, совершая помазание Шауля на царство, руководствовался Руах а-Кодеш. Он знал, что именно Шауль имеет возможность исправить ущерб качества Нецах.
Сфира Нецах – это канал, по которому в мир приходит пророчество.
Пророк Шмуэль знал, что Шауль имеет силу восстановить качество Нецах и исправить его. Помазание на царство производят оливковым маслом, которое выражает в нашем мире высшее качество Хохма – первоисточник всего, тoт корень, откуда должно начаться исправление.
Сам Шмуэль был левитом, представителем колена, чей корень души связан со Сфирой Гвура, качеством Суда, побочным следствием которого является зло.
Мера Суда стремится сократить уменьшить приход Б-жественного благословения в мир, а сокрытие Б-жественного присутствия даёт возможность существовать его антиподу, злу.
Принимая Шауля, Шмуэль велел подать на трапезу именно бедренную часть, ту, которая пострадала. (Шмуэль 1, 9, 23)
Во время этой трапезы с помощью особых каванот они начали совместный тикун, Качество Нецах начало исправляться.
По дороге от Шмуэля Шауль встречает целую группу пророков, которые пророчествуют под влиянием особого Духа Вс-вышнего. В общении с ними и на Шауля снизошел этот Дух, и он тоже начал пророчествовать. Танах говорит, что он превратился просто в другого человека, так что про него даже сложилась поговорка: «Неужели и Шауль во пророках…».
Пророк Шмуэль передает ему мицву Вс-вышнего – уничтожить Амалека.
И тут Шауль допускает страшную ошибку.
Прислушавшись к мнению своих советников и Санhедрина, вопреки своему собственному пониманию, он оставляет в живых скот и царя Агага, который за эту ночь успевает оставить потомство, в том числе и род злодея Амана.
В результате всё исправление Нецах оказалось под угрозой.
Шмуэль молится всю ночь, и частично его молитва принимается.
На просьбу Шауля он отвечает, что Вс-вышний – не человек, и Он не передумает.
Однако «Нецах Исроэль ло ишакер», – говорит Шмуэль, то есть, тем не менее, не все потеряно, качество Нецах не изменится.
Окончательный тикун Сфиры Нецах совершил Царь Давид.
Помазанный по Слову Вс-вышнего маслом, как и Шауль, он обладал особым свойством.
Давид слагал песни и восхваления Творцу, которые имеют силу смягчать суды и исправлять их побочные последствия.
Начиная с его времени, пророчество становится действительно массовым явлением в еврейском народе. Талмуд в Трактате «Мегила» говорит, что всего у нас существовало не менее миллиона 200 тысяч пророков.
Даже воины, которых Шауль посылал, чтобы арестовать Давида, получали пророческий Дух и начинали пророчествовать.
Можно видеть, что Вс-вышний наказал Шауля по принципу мера за меру. Шауль не довёл до конца тикун Сфиры Нецах, источник пророческого Духа, и в ответ Дух Творца оставил его, а вместо него приходил дух нечистоты, тоски и отчаяния. Только Давид был способен разогнать его своими песнями. Шауль не сумел привести пророчество в еврейский народ. В ответ в критический момент перед битвой с филистимлянами Б-г не отвечает ему ни через пророков, ни через урим и тумим, и Шауль вынужден вызывать дух покойного пророка Шмуэля с помощью колдовства.
Мордехай, потомок Беньямина и Шауля, ни за что не желал поклониться Аману, потомку Эйсава и Амалека.
Зоар а-Кадош сообщает, что при встрече Мордехай даже показал Аману свое бедро, чтобы сказать ему, что победа будет за евреями и ничто не разрушит связь евреев с Б-гом.
(Сила Теилим по книге «За праздничным столом» Р. Яаков Доктор)