Йорцайт Цадиким в месяц Тамуз и их Сгулот
1 Тамуза – Йосеф бен Яаков Авину
1 Тамуза – Рабби Исраэль бен Моше Наджара
1 Тамуза – Рабби Келонимус Кальман бар Аарон Эпштейн – «Маор вашемеш»
2 Тамуза – Рабби Нахман бен Ицхак из Городенки (ученик Бешта)
2 Тамуза – Рабби Авраам из Триска «Маген Авраам»
3 Тамуза – Рабби Менахем Мендель бен Леви Ицхак Шнеерсон – 7-й Любавический Ребе
4 Тамуза – Рабби Яаков бен Меир из Рамерю – Рабейну Там
4 Тамуза – Рабби Пинхас бар Цви-Гирш Алеви Гурвиц – Бааль Афлаа, брат – Рабби Шмулке из Никольсбурга
5 Тамуза – Рабби Мендель Футерфас
6 Тамуза – Рабби Хаим дела-Роса – Талмид Рашаша, 3-й глава «Бейт Эль»
6 Тамуза – Рабби Исроэль Яаков Альгази – Мекубаль из Турции
7 Тамуза – Рабби Симха Альтер из Гур – «Лев Симха»
8 Тамуза – Рабби Меир бен Элиэзер Горовиц из Дзиков «Имрей Ноам»
8 Тамуза – Рабби Шломо бен Йеуда а-Коэн – Мекубаль «Яафе Шаа»
8 Тамуза – Рабби Элияу Манни – Рав Хеврона – «Зихронот Элиягу»
9 Тамуза – Рабби Йеуда Йекутиэль Хальберштайм – Адмор из Цанз из Натании
9 Тамуза – Рабби Йосеф Шломо Даян – Талмид Мордехай Шараби – «Цадик Нистар»
9 Тамуза – Рабби Моше Хеврони – Рош Йешива Хеврона – «Масаас Моше»
11 Тамуза – Рабби Цви Гирш Эйхенштейн из Жидачов
12 Тамуза – Рабби Яаков бен Ашер (сын Рош) – Бааль а-Турим
13 Тамуза – Рабби Эльхонан Буним бен Нафтали Бейниш Вассерман – «Ал Кидуш Ашем» в Ковно
13 Тамуза – Рабби Мордехай из Кремниц – сын Раби Йехиэля Михла из Злочева
13 Тамуза – Рабби Арье Леб бен Мордехай а-Леви Эпштейн – «Бааль а-Пардес»
14 Тамуза – Рабби Йосеф бен Моше ди-Трани – Магарит
14 Тамуза – Рабби Мордехай Аттия – Рош Сефардской Йешивы Йерусалима
15 Тамуза – Рабби Хаим бен Атар – Ор hа-Хаим
(сгула на рождение сыновей)
15 Тамуза – Рабби Арье-Лейб Гинзбург – «Шаагат Арье»
15 Тамуза – Рабби Амрам Блау – «Нетурей Карта»
16 Тамуза – Хур бен Мириям ве-Калев
16 Тамуза – Рабби Аарон Йосеф Бакшт – Рав Шауляй
17 Тамуза – Рабби Йеуда бен Ашер (сын Роша) – «Зикарон Йеуда»
19 Тамуза – Рабби Бенцион Абба Шауль бен Элиягу – Рош Йешива – «Порат Йосеф»
19 Тамуза – Рабби Ицхак а-Леви Герцог – гл. Равин Ирландии – «Хейхаль Ицхок»
20 Тамуза – Рабби Натан Нета бен Моше Хановер – талмид Маарша – «Яавен Мецула»
20 Тамуза – Рабби Авраам-Ицхак бен Йосеф-Лейб Блох – Ал Кидуш Ашем в Тельзе
21 Тамуза – Рабби Элиягу Бааль Шем Тов из Вормса (лидер нистарим, учитель «Тосефот Йом Тов»)
21 Тамуза – Рабби Авраам-Мататиягу из Штефанешт «Корона Машиаха»
22 Тамуза – Рабби Шломо бен Меир а-Леви Сегаль из Карлина – «Ал Кидуш Ашем» в Людомир
23 Тамуза – Рабби Моше бен Яаков Кордоверо – Рамак
25 Тамуза – Рабби Меир а-Леви бен Шмуэль из Апты – «Ор ле-Шамаим»
27 Тамуза – Рабби Яаков бен Авраам Хаим Адэс – Рош Йешива «Порат Йосеф»
27 Тамуза – Рабби Элазар бен Меир Абухацира – Баба Элазар
28 Тамуза – Рабби Йосеф Шалом бен Авраам Эльяшив – «Бааль а-Лешем»
28 Тамуза – Рабби Элиэзер бен Элимелех из Лиженск (составлял «Ноам а-Эмелех» с отцом)
28 Тамуза – Рабби Шломо Бен Йосеф Ганцфрид – Кицур Шулхан Арух
29 Тамуза – Рабби Шломо Ицхаки – Раши
29 Тамуза – Рабби Йоханан а-Сандлер – Тана 4-го поколения
Почему так важно зажигать Неер Нешама
“Неер нешама“ на иврите – свеча души, или свеча памяти. На иврите вместо “за упокой” – используется слово “Ле Илуй”, что означает – вознесение души. Зажигание свечи ле Илуй Нишмат умершего упоминается в нескольких местах.
«Известно, что душа имеет удовольствие от зажигания свечей, она движется в великолепии небесном, радость распространяется из источника света, и она (душа) стремится за этим светом, несмотря на то, что свет огня свечи материален, а свет души духовен, чист и прост».
(Рабейну Бехайя, Трума “Пожертвования
– “הרי לך שהנשמה יש לה הנאה מןהאור“ – «Там души наслаждаются светом, и не нужно удивляться тому, что даже запах душа любит, когда она находится в теле».
Бен Иш Хай учит, что душа праведника радуется, когда зажигают ему свечу памяти и его душа поднимается к Ашему и заступается за того человека, который зажег в его честь Неер Нешама.
(Бен Иш Хай, Тора Лишма, 520)
Возникновение этого обычая связывают с рабби Иегудой Анаси, составителем Мишны, завещавшем своей семье:
«נריהיה דלוק במקומו» – «Свечи будут зажжены на его месте», – что выражает уважение к покойному.
“Имя Вс-вышнего находится в имени праведника. Оно «одевается» в него, из этого учим, что, когда распространяется имя праведника, распространяется Имя Благословенного. Чем больше имя праведника, тем больше Имя Вс-вышнего, потому, что Имя Вс-вышнего соседствует с именем праведника.” (Хазаль)
Для зажигания свечи ле Илуй Нишмат используют суточную или масляную свечу. Перед зажжением свечи – откладывают деньги в Купат цдака.
Зажигают свечу словами: «Арени мадлика неер ле Илуй Нишмат Раби… Рибоно шель Олам, беЗхут цадик Раби”… (личные просьбы)
(Сайт “Сила Теилим”)