Всего одно слово «Амен»
Слов אמנ амен произошло от слова אמונה – эмуна (вера).
«Амен» – это акроним трех слов: «Эль Мелех Нээман» – (Б-г Царь Верный).
Когда мы говорим “Амен” – мы делаем кавану на то, что мы утверждаем нашу веру в то, что Ашем – единственный Б-г и Владыка.
Того, кто отвечает “Амен” охраняют с Небес. Каждый раз, произнося с каваной “Амен”, мы создаем ангела и на это намекает то, что гематрия слов «Амен» = 91 и это гематрия слова «Малах» (ангел). (Арокеах “Нотрей амен”)
В Гемаре сказано, что отвечающий «Амен» более велик, чем произносящий браху. (Брахот 53б)
“Амен” дополняет браху, подтверждая только что произнесенное прославление.
Сказано в Дварим (10:12):
«А теперь Израиль, что Ашем, твой Б-г требует от тебя? Только страха перед Ашемом, твоим Б-гом».
Учат мудрецы – не читай «что» (מה, а читай מאה «сто – 100»).
Это намекает на то, что для получения уровня «Иръат Шамаим» – нужно произносить 100 благословений в день.
Слово «верный» на иврите – נאמנ – состоит из слова אמ (мать) и 2 букв «нун» = 100, что означает если мать должна научить своих детей произносить четко брахот и отвечать “Амен” – это верный еврейский дом.
Рав Симха из Кельма говорил: «Для Б-га стоило сотворить целую Вс-ленную и поддерживать ее существование в течение 6000 лет только ради того, чтобы хоть один раз в жизни 1 еврей произнес: «Барух hу, ве Барух Шмо» – (Благословен Он и благословенно Имя Его).
А награда за произнесение слова «Амен» – в 1000 раз больше, чем за произнесение «Барух у, ве Барух Шмо».
А награда за произнесение: «Амен йеэй шмей раба» в Кадише – еще в 1000 раз больше, чем за произнесение 1 «амен».
В «Мегилат Эстер» написано:
«ויהי אמנ את הדסה» – (и был Мордехай воспитателем Адассы).
Учат мудрецы, что слово «омен» (воспитатель) написано без буквы «вав» и поэтому его можно прочесть как «Амен», что есть намек на то, что благодаря тому, что он научил Эстер правильно говорить «Амен» – она удостоилась спасти еврейский народ. (Ялкут Меам лоэз а кадмон)
Сказано в Зоар а Кадош, что когда душа покидает этот мир, если человек постоянно и четко отвечал «Амен» – то душа его возносится и перед ней провозгласят: «откройте ей врата! – и все врата распахнутся и она займет свое место».
Если ребенок умер в младенчестве – есть ли у него доля в Будущем мире?
Учат от имени Раби Меира: «с той минуты как он произнес «Амен» – да, как сказано: Отворите врата, пусть войдет праведный, хранящий верность».
Учат мудрецы – не читай: שומר אמונימ (шомер эмуним – хранящий верность), а читай שאומרימ אמנ (шеомрим амен – говорящие амен). (Талмуд)
Почему браху надо произносить в голос, а не шепотом
Рабейну Хида указывает, что в слове “Берешит” содержится на это намек. Слово “Берешит” – акроним следующей фразы: בקול רמ אברכ שמ י-ה תמיד (бе коль рам эварех шем «Йуд- Кей» тамид) – (Во весь голос я буду благословлять Имя Б-га всегда).
Разговоры во время молитвы и пропуск “Амен”
Рамак (Раби Моше Кордоверо) указал, что слово שיבה «сейва» (старость) – является акронимом фразы: שתיקה יפה בעת התפילה (штика яфа беэт атфила) – (во время молитвы следует молчать).
Каждому, кто отвечает: «Амен. Амен, йеэй шмей раба» во время Кадиша – отменяют приговор 70 лет.
(Брахот, Риф13б, Рош 3:19)
Маараль из Праги объясняет: что слово “70 лет” указывает на мазаль (созвездие), под которым родился человек (как сказано в Теилим (90:10): «дни нашей жизни 70 лет».
А слова «Амен. Амен, йеэй шмей раба» во время Кадиша – могут изменить мазаль, предопределение, под которым человек родился – будет ли богатым или бедным, успешным или неудачникоми т.д. Также эти слова отменяют приговоры за грехи.
(по книге “Всего одно слово” Эстер Штерн)