Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 26 Элула: главы 119 מ-ת

Кевер: Хозе ми-Люблин

Рабби Яаков-Ицхак бар Авраам-Элиэзер Гурвиц – Хозе ми-Люблин – Провидец из Люблина

Йорцайт – 9 Ава

Место захоронения – Польша, Люблин (старое еврейское кладбище).

9 Ава – время посещения могил, но в силу того, что это пост и он приходится на Йорцайт Хозе ми-Люблин – все же нет такого массового паломничества, как это происходит в Польше перед 21 Адара – Йорцайт Рабби Элимелеха из Лиженска – когда десятки тысяч евреев со всего мира, Бе-Зхут Цадик, колесят по дорогам Польши.

И здесь Рабби Хозе из Люблин стоит особняком. Если в основном все израильские Йешивы едут в Польшу через Украину (пару тройку дней уделив паломничеству по Киврей Цадиким Украины), а потом с юга Украины – заезжают в Польшу по маршруту: Риманово, Динов, Ланцут, Жошов (место встречи для посещения Лежайска) – то те, кто прилетел в Варшаву на Йорцайт «Ноам Элимелех», как мы из Москвы (а многие из Америки, Европы) – добираются через север, как раз через Люблин.

И, понятно, что пропустить Кевер Цадик – «Хозе ми-Люблин» – не реально. Рабби Яаков Ицхак, известный больше, как «Провидец из Люблина», был хасидским Ребе в Польше. Он был учеником Магида из Межерича, затем продолжил учебу у Рабби Шмельке из Никольсбурга и Рабби Элимелеха из Лиженска.

Некоторое время он жил в Ланцуте, а затем перебрался в Люблин. После того, как Яаков Ицхак перебрался в Люблин, тысячи хасидов съезжались туда, чтобы учиться у него. Среди его учеников были такие светила хасидизма, как Аид а-Кодеш («Святой еврей»), Рабби Симха Буним из Пшисха, Рабби Меир из Апта, Рабби Давид из Лелова, Исмах Моше, Рабби Цви Элимелех из Динов, Рабби Нафтали Цви из Ропшица, Маор ве-Шемеш и Сар Шалом из Бельца. Хозе из Люблина также завоевал репутацию чудотворца. Его ученики говорили, что он мог сразу определять сущность человека, генеалогию его души и ее Тикун на каждой стадии реинкарнации.

Ученики Хозе из Люблина писали, что их учитель также предвидел грядущее, правда, Провидцем его прозвали лишь после смерти. Во время пребывания в Люблине, Яакову Ицхаку противостоял известный талмудист Рабби Эзриэль Горовиц, известный под прозвищем «Ди айзерне коп» (железная голова – на идиш).

Хозе из Люблин был прямым потомком Шла а-Кадош, а его дед по материнской линии, Рабби Яаков Коппель Ликовер, также был известным Равином и современником Бааль Шема. В тот день, когда он умер, 15 июля 1815 года (9-го Ава 5575 года), он предсказал, что через 100 лет с этого дня (согласно еврейскому календарю) русские потеряют власть над Польшей.

И так было до даты 20 июля 1915 года (9-го Ава, 5675 года по еврейскому календарю) – австрийцы завоевали Люблин, и пророчество Хозе было отмечено в польских газетах. Провидец из Люблина считал поход Наполеона на Россию (1812), вызвавший мессианские чаяния в Польше и Галиции, началом войны Гога и Магога и хотел, чтобы цадики объединили свои усилия для прихода Машиаха. Он пострадал в результате падения из окна на Симхат-Тора и почти год спустя умер в Тиша-Б’ав от травм, связанных с этим падением. Хозе из Люблин похоронен на Старом еврейском кладбище в Люблине.

Как рассмешить ангелов Однажды два хасида Люблинского Провидца решили навестить своего учителя. Денег у них было только на половину дороги, но они решили положиться на волю Всевышнего — как-нибудь доберутся… В общем, извозчик довез их в аккурат до места, до которого было заплачено, а дальше предложил прогуляться пешком. Тогда один из хасидов и говорит своему товарищу: — Слушай, у тебя вид представительный, капота (верхняя одежда хасидов) новая. Давай пойдем в ближайшую деревню, там найдем еврея-арендатора, и я ему представлю тебя как рава-чудотворца. А сам назовусь твоим шамесом (служкой). Ты дашь ему какие-нибудь благословения, а он за это нас покормит и подбросит денег на дорогу до Люблина. Так и поступили. Добрались до ближайшей деревни, там спросили, где еврейская корчма. Хасид, выглядевший попроще, побежал вперед, а важный «ребе» пошел за ним. Видимо, хозяин корчмы увидел их из окна, потому что неожиданно он выскочил из дверей навстречу, осыпая парочку хасидов страшной бранью.

— Уважаемый еврей, почему ты нас ругаешь? — удивленно спросил хасид, изображавший служку. — Мы видим тебя в первый раз, ты, судя по всему, тоже нас никогда не встречал — что тебя так разозлило? Хозяин корчмы немного успокоился и продолжил «беседу» более спокойным тоном: — Вот уже 10 лет, как я женат — но Г-сподь еще не благословил нас ребенком! Я обращался к самым разным равам-чудотворцам, заплатил им кучу денег — но ни один из них так и не смог мне помочь! Я вижу, что вы тоже из числа этих мошенников?! — Что вы! — ответил «служка». — Таких равов, как мой рав, не найти больше на целом свете! Уж если он не сумеет помочь — то вообще никто в мире не поможет! — Да? — задумался корчмарь. — А я уже даже к Провидцу из Люблина ездил — ничего не помогает… Ладно, попробую в последний раз! Заходите — угощу вас, дам денег на дорогу! Только чтоб помогло! Солидный хасид, изображающий чудотворца, попросил кусок пергамента, перо и чернила и написал то, что он назвал «амулетом», после чего друзья переночевали под крышей нервного трактирщика, а наутро отправились в Люблин. Поездка прошла как обычно — беседы с ребе, хасидские застолья, вдохновенные разговоры о Божественном за чаркой водки. На следующий год друзья подкопили уже больше денег и добрались до Люблина без приключений. Приехав, они тут же встали в очередь за благословением ребе. Каков же был их ужас, когда в человеке, стоящем в нескольких метрах впереди них, они опознали трактирщика, которому писали «амулет»! Главное — кругом толпа народу, очередь движется только в одном направлении — вперед, мимо ребе! Когда корчмарь дошел до ребе, он поздоровался и сказал: — Дорогой ребе, великий чудотворец появился в нашей округе! Сколько я просил разных каббалистов избавить мою жену от бесплодия — ничего не помогало! А тут год назад ко мне приехал неизвестный раввин со служкой, написал амулет — и вот моя жена нянчит ребенка! Это поистине чудо! Под влиянием какого-то импульса трактирщик повернулся и увидел «рава» со «служкой»! — А вот и они! — закричал он. Провидец из Люблина усмехнулся и подманил хасидов пальцем. Они подошли, ребе отпустил трактирщика и сказал хасидам тихонько: — У этого человека была «железная крыша» — постановление Небес, что все благословения, предназначенные для него, не будут доходить до Господа. И годами эти благословения великих равов и знатоков Кабалы скапливались «под крышей»… Когда же ты написал свой «амулет», то на Небесах ангелы так смеялись, что от их смеха «крыша» затряслась и сломалась — и все благословения достигли Вс-вышнего! Хасидское предание гласит, что в «амулете» были написаны буквы «самех-куф-мем-далет». Что значит «старая корова молоко дает» (видимо, хасиды знали русский язык).

 

Сандак

Рассказывают,  что когда Рабби был сандак, он надевал специальную одежду, отличающуюся от другой одежды. Однажды его ученики увидели, что их Рав Хозе ми-Люблин надел одежду сандака среди дня и пошел с учениками делать сеуду. Начали спрашивать его ученики, почему кводэ Рав надел одежду сандака без брита.

Тогда рассказал Хозе ми-Люблин эту историю.

Однажды отправился один еврей в город на суд и остановился в гостинице. Когда ему сказали цену, он ответил, что это ему дорого и спросил, есть ли поблизости что-то подешевле. Ему посоветовали отправиться к Раву городу – там и ночлег, и еда бесплатно. И он пришел к этому Раву остался на ночлег, поел с ними и заодно пришлось поприсутствовать на уроке Торы.

Утром Рав благословил его и тот отправился на суд. Суд еврей выграл, дела его наладились и так прожил он долгие годы. И когда душа его покинула этот свет, и он поднялся на небеса, приходит Авраам Авину и говорит: «я не допускаю тебя в Ган Эден – ты был неправильно обрезан». Удивился еврей: « откуда же мне было мне знать, я был ребенком». Тогда спросил Авраам Авину: «был ли ты за всю свою жизнь хоть на одном уроке Торы, пусть тот Рав кто вел урок, засвидетельствует о тебе». И вспомнил еврей, что всего 1 раз за свою жизнь, поехав на суд, он остановился у Рава, у которого ел и спал и заодно послушал урок.

 И сказал Хозе ми-Люблин ученикам: «пока вы ели, я был сандаком того еврея, это тот еврей, который был у меня давно перед судом, поэтому я надел одежду сандака сегодня среди дня, чтобы помочь ему».

 

Кевер Цадик 

Если пойти на кладбище в Люблин, то увидишь, что Хозэ похоронен рядом с Реб Шахной из Люблина. Вот как это произошло.

Как только Хозе скончался, его преданный талмид, Реб Нафтали из Ропшица, отправился на кладбище, чтобы выбрать подходящий участок для своего Ребе. Рав города, митнагид, не любивший Хозе, приказал могильщикам не давать ему выбора. Реб Нафтали пошел ночью на кладбище с могильщиками и сумел обмануть их, заставив думать, что они копают могилу на обычном участке. Утром они поняли, что выкопали участок рядом со знаменитым Реб Шалом Шахной из Люблина, который много лет назад был Равом города. Они подошли к Раву и спросили его, что делать. Он сказал им, что когда могила вырыта, уже слишком поздно, и у них нет другого выбора, кроме как похоронить там Хозе. При жизни Хозе, он часто говорил людям, чтобы они отправлялись молиться  за йешот на Кевера Реб Шахны.


Он пострадал в результате падения из окна на Симхат-Тора и почти год спустя умер в Тиша-Б’ав от травм, связанных с этим падением.

Хозе из Люблин похоронен на Старом еврейском кладбище в Люблине.  

 

Молитва 9 Ава бе-Зхут Цадик Хозе ми-Люблин

 

В день Тиша бе-Ав вознеслась чистая душа Хозе из Люблина.
Хозе был Равин Яаков Ицхак Халеви Горовиц, и его называли так, потому что он был известен как обладатель знамений и чудес, а также обладающий духовным видением, что дало ему прозвище «Хозе».
Известно, что в начале XIX века он долгое время ходил с пеленой, закрывающей глаза, чтобы защитить себя от запретных зрелищ, а затем прозрел духовно.
Он распространял хасидизм в Польше и о нем говорили, что он мог видеть тонкости человеческой души и их мыслей, а также мир от начала до конца.

1. להדליק נר לטובת נשמת הצדיק ולומר: הריני מדליק/ה נר לזכות נשמת רבי יעקב יצחק בן רבי אברהם אליעזר, זכותו תגן עלינו.
2. לתת פרוטה לצדקה (אפשרי בקופת צדקה בבית ובכל מקום) ולומר: הריני נותנ/ת צדקה לזכות נשמת רבי יעקב יצחק בן רבי אברהם אליעזר, זכותו תגן עלינו.
3. לומר פסוקי תהילים, מזמור קי”ט לפי האותיות רבי יעקב יצחק נשמה ולפתוח אותם במילים : הריני אומר/ת פסוקי תהילים לזכות נשמת רבי יעקב יצחק בן רבי אברהם אליעזר, זכותו תגן עלינו

1. Зажечь свечу во благо души праведника и сказать: «hарэни мадлик/а нер ле-зхут нишмат Рабби Яаков Ицхак бен Рабби Авраам Элиэзер, зхуто тагэн алэйну» – (вот я зажигаю свечу в заслугу души Рабби Яаков Ицхак бен Рабби Авраам Элиэзер, да защитят нас его заслуги).

2. Дать пруту на цдаку (можно положить в копилку для цдаки дома или в любом другом месте) и сказать: «hарэни нотэн/ет цдака ле-зхут нишмат Рабби Яаков Ицхак бен рабби Авраам Элиэзер, зхуто тагэн алэйну» – (вот я даю цдаку в заслугу Рабби Яаков Ицхак бен рабби Авраам Элиэзер, да защитят нас его заслуги).

2. Сказать пасуки Теhилим: псалом 119 в соответствии с буквами имени Рабби Яаков Ицхак и слова Нешама (душа), предваряя чтение словами: «hарэни нотэн/ет цдака ле-зхут нишмат рабби Яаков Ицхак бен Рабби Авраам Элиэзер, зхуто тагэн алэйну» – (вот я говорю пасуки Теhилим в заслугу души Рабби Яаков Ицхак бен Рабби Авраам Элиэзер, да защитят нас его заслуги).

Пусть Зхут Цадика Рабби Яакова Ицхака Горовица защитит всех нас!

 

(https://dailyzohar.com/tzadikim/773-Rabbi-Yaakov-Yitzchak-of-Lublin, http://zchusavos.blogspot.com/2007/07/chozeh-of-lublin.html; По уроку Рабанит Хавы Куперман)

 

Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.

Галерея

Карта захоронений еврейских праведников

Travelers' Map is loading...
If you see this after your page is loaded completely, leafletJS files are missing.
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications