Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Арье Лейб бен Моше Цинц (1768-1833), известный, как Маараль из Цинц или Гаон из Плоцка. Он был раввином, даяном, посеком, Рош-Йешивой и автором многих книг Торы. Один из величайших раввинов Польши и Восточной Европы 19 века.
Йорцайт – 3 Ияра
Место захоронения – Cmentarz żydowski, Warsaw
Маараль из Цинц родился в городе Пиньчуве, Польша, в семье раввина Моше Эйбешица, который вырос в Праге, где он подружился с одним из величайших раввинов поколения. Рав Йехезкель Ланда из Праги, автор «Нода Бе-Йеуда» написал ему, дал согласие на его книгу «Йехелет Хен».
Несколько лет спустя раввин Арье уехал из Праги в Пресбург, где он провел между 1793-1797 г.г. После этого он вернулсяна на родину, и в году 5787 он был призван в Плоцк служить раввином и главой раввинского суда, после чего стал известен, как «Der Platzker Gaon» (Гаон из Плоцка). Служил раввином и Ав Бейт Дин в других городах: Тешханов, Макови, Нашальск, Пултуск. Точно неизвестно, сколько лет он прослужил в каждой общине и когда он переезжал с места на место. Он переехал в Варшаву, где отказался служить в государственной должности, и отказался служить в должности главного судьи Варшавы.
Он был автором следующих работ:
«Йехелет Хен» (Золчиев, 1802), проповеди по разным парашиёт;
«Гет Мекушшар» (Варшава, 1812), компендиум к той части Яда Маймонида, которая касается развода;
«Маген а-Элеф», называемый также Шем Хадаш (там же, 1817), о правилах ритуального кодекса, относящихся к празднику Песах (к этой работе прилагаются заметки о Махацит ха-Шекеле Самуэля ха-Леви Колина);
«Шеелот у-Тешубот Гур Арье Йехуда» (Золчиев, 1827), компендиум четырех ритуальных кодексов.
Завещание-сгула
Это были последние мгновения Гаона а-Кадоша Рава Арье Лейба Цинца, также известного, как «а-Маараль Цинц» или «Гаон из Плоцка».
Вокруг его кровати стоят его величайшие ученики, среди них Хидушей Харим из Гур, Ребе из Чечнова, Рав Яков Гезунтайт. Страх и благоговение наполнили комнату, ощущались дрожь и напряжение; вскоре великая душа покинет чистое тело и поднимется, чтобы обитать в святом и чистом жилище. Атмосфера Йом Кипура пронизывала комнату, подобная молитвам Неила. Ученики смотрят на своего Ребе, того, кто научил Торе тысячи людей и принес спасение всем, кто стучится в его дверь. Губы цадика непрестанно бормочут. Некоторые из учеников наклоняют к нему уши и слышат: «А какая разница, если я изучаю Тору здесь или там, в Высшем мире?» Внезапно, с новой силой, он проснулся. Его глаза широко раскрылись, Цадик указал своей святой рукой на деревянную доску в углу комнаты и попросил, чтобы ее принесли ему. Из последних сил он выгравировал на ней текст, который он хотел бы написать на своем надгробии. Его ученики следили за каждым его действием и были поражены, увидев, как он пишет:
«Тому, кто поможет опубликовать мои книги, автор будет для него адвокатом!»
Его близкий ученик, Рав Менахем Мендель из Радзын, выразил удивление этим огромным обещанием, которое не имеет себе равных в истории величайших и самых праведных. Затем Маараль Цинц продолжил говорить:
«Ни один человек не вешает вывеску на свой магазин, если ему нечего продать».
Текст этого необыкновенного обещания, не имеющего аналогов среди гигантов Торы, выгравированный на его надгробии по сей день на древнем кладбище Варшавы, которое в течение сотен лет полностью пережило даже самые худшие времена, читают тысячи людей, которые стекаются туда в поисках спасения.
С момента его смерти и по сей день, благодаря печати его книг, тысячи людей увидели чудеса и были спасены от многих страданий. Больные были излечены, одинокие нашли своих супругов, в то время, как другие обрели спасение с их средствами к существованию и успехом во всех областях.
Инструменты доступности