Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Шломо Эфраим бен Аарон Лунчиц (1550 – 1619) был раввином и комментатором Торы – автор «Кли Якар».
Йорцайт – 7 Ияра
Место захоронения – Jewish cemetery Prague-Josefov
Он родился в Ленчице (также известной, как Лунчиц) и учился у Соломона Лурии в Люблине, а впоследствии служил Рош-Йешивой во Львове (Лемберг).
В 1604 году он был назначен раввином Праги и занимал эту должность до самой смерти с 1604 по 1619 год.
Во введении к своему «Кли Якар» он рассказывает, что имя Шломо было добавлено к его имени во время опасной для жизни болезни, что является обычной практикой в иудаизме.
Лунчица больше всего помнят за его проповедническую работу, в первую очередь «Кли Якар» («драгоценный сосуд», намек на Притчи 20:15) о Торе, которая впервые появилась в Люблине в 1602 году, до сих пор печатается во многих изданиях Пятикнижия и продолжает быть очень популярным. Он сочинил две покаянные молитвы в память о погромах 1611 года, обрушившихся на Прагу 2-го Адара по еврейскому календарю. Вдобавок он написал: «Ир Гиборим» («город сильных мужчин», ср. Притчи 21:22), состоящий из Петихот у-Шеарим («отверстия и ворота») и двух произведений проповедей Торы. Впервые он был опубликован в Базеле в 1580 году.
«Олелот Ефрем» («Гроздья Ефрема», отсылка к Судей 8: 2), четыре тома проповедей, опубликованных в Люблине в 1590 году. «Аммудей Шеш» («столпы мраморные», Есфирь 1:6), проповеди (Прага, 1617 г.).
Он был звестен своей критикой пилпула, хотя той же работой занимается и пилпул.
«Сифтей Даат» («слова мудрости», также Притчи 20:15), продолжение Keli Yekar по стилю и размаху, Прага, 1610 г. «Орах ле-Хайим» («путь к жизни», Притчи 10:17), проповеди на Шаббат Шува и Шаббат ха-Гадол, Люблин, 1595 г. «Ривот Эфраим» («мириады Ефремов», Дварим 33:17), не сохранились, но упоминаются во введении к Орах ле-Хайим.
Лимуд
Тшува и Геула
В Кли Якар сказано: «Сразу же, как произойдет тшува в сердце твоем, даже если она еще не подкреплена соответствующими деяниями, Вс-вышний непременно пошлет избавление – геулу».
То есть весь процесс может занять не больше времени, чем вспышка молнии в темноте. Мгновение тшувы — и вот уже звучит «великий шофар» и изгнанники возвращаются на историческую родину.
Факт, что кто-то погряз в грехах, не может служить препятствием для геулы. Ведь сказано: «И Он искупит Израилю все злодеяния». (Теилим 130:8)
Иными словами, тшува, предшествующая геуле, не обязана быть полной, исправляющей абсолютно все совершенные прегрешения. Достаточно — момента, когда начинается пробуждение, когда рождается стремление к Творцу и появляются первые признаки духовного подъема. А окончательное очищение произойдет уже после прихода Машиаха, который направит народ Израиля на правильный путь.
Пусть Зхут Цадика Рабби Шломо Эфраима Лунчица хранят Ам Исраэль!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/209-Rabbi-Shlomoh-Efraim-of-Luntchitz)
Инструменты доступности