Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Овадия а-Нави — единственный пророк, который не обращается прямо к евреям, его пророчество адресовано Эдому, юго-восточному соседу, который на протяжении многих веков враждовал с евреями.
Йорцайт – 25 Адара
Место захоронения – Верхняя Галилея, недалёко от Барама, мошав Довев
Место пророчества Овадии в составе двенадцати пророков между Амосом и Йоной было выбрано, вероятно, потому что в конце книги Амоса (9:12) содержится указание на Эдом, а в книге Ионы действие происходит в нееврейской среде.
Пророк Овадья помог скрыться 100 пророкам от царя Ахава и его жены Изавель.
В то время был тяжелый голод, длившийся 3 года (времена пророка Элияу), а этих пророков надо было чем-то кормить. Увидев, что сам он не справляется с этой задачей, Овадья отправился к Йораму, сыну Ахава, и попросил у него денег взаймы. Йорам согласился и сказал, что может дать столько, сколько угодно, но при условии, что эти деньги будут возвращены с процентами. На что пророк Овадья возмутился: «тот, кто ссужает евреям деньги под проценты, не восстанет из могилы (при оживлении мертвых)».
Но Иораму было все равно – он хотел получить прибыль.
Овадья решил взять деньги, ведь жизнь 100 пророков была в опасности.
Прошло время, умер Овадья, и умер Ахав. Когда Йорам услышал о смерти Овадьи, то подумал о том, как он ему сейчас нужен – шла война, а не было мудрого советчика, тогда он решил прибегнуть к помощи его сыновей, которые должны были походить на отца.
Отправился он к вдове Овадьи и увидел двоих его сыновей. Поговорил с ними и обнаружил, что они такие же мудрые, как и их отец.
Тогда предложил он жене Овадьи отдать сыновей на воспитание ему, что будут ее дети есть с царского стола. А когда вырастут, то каждый из них займет должность министра или советника.
И что их мать будет жить в почете и богатстве.
На что их мать ответила: «Как я могу отдать тебе своих сыновей? Ведь они, как и их отец, исполнены страхом перед Б-гом, а у тебя они будут в руках человека, не различающего между Шабатом и буднями, между кошерным и трефным. Я хочу вырастить их в соответствии с законами Торы» – ответила вдова.
И тут вспомнил Йорам, что Овадья занял у него большую сумму и сказал: «Или ты возвращаешь мне деньги, или я забираю детей». Услышав это, встала вдова и пошла к могиле своего мужа.
Она была вся в слезах, а солнце уже садилось, и она никак не могла найти его могилу. Неожиданно она увидела перед собой ангела, охраняющего еврейское кладбище. Объясняют мудрецы – Того самого ангела, которого увидел Царь Давид и заболел, так что никакая одежда не могла согреть его. Царь Давид увидел ангела, охраняющего еврейское кладбище, который поднимал свой меч над святым градом Йерусалимом. Это видение и лишило его тепла. Вот почему в Писании сказано: «А царь Давид был стар, и укрыли его одеждой, но не согревала она его». Имеется в виду не то, что Давид был подобен больному старцу, неспособному ходить – мудрецы объясняют, что Писание говорит о нем так, потому что, увидев того ангела, потерял он силу и тепло. И это несмотря на то, что был очень мужественным не боялся смерти.
И жена Овадьи увидела того самого ангела, но не содрогнулась и не испугалась.
Обратился ангел к женщине и спросил:
– Что ты здесь делаешь?
– Я ищу мужа своего Овадью, который был праведным человеком, и мне нужно помолиться на его могиле.
Показал ей ангел могилу пророка Овадьи, и вдова сразу подошла к ней и стала говорить:
– Муж мой! Я хочу, чтобы наши дети остались праведными и кошерными евреями. Я не хочу, чтобы они стали министрами или богачами, забывшими о Б-ге, а хочу, чтобы наши дети учили Тору.
Мудрецы говорят, что она произнесла 265 молитв (265 – гематрия слова «цаака» (крик). 264 молитвы остаются без ответа и только 265-я оказывается услышана!
Как говорится в Книге Зоар, — «Сказали Овадье: «Твоя жена стоит кричит и молится над могилой». Овадья пошел к Праотцам еврейского народа: «Такое дело у меня». «Мы уже слышали ее крики. Пусть пойдет к Элише». А она продолжала кричать, и Овадья сказал ей: «Иди к Элише».
Вдова приходит к пророку Элише и он ей говорит: «Что я для тебя сделаю?»
Величайший Рав Абарбанэль учил: “Творение чего-то из ничего происходило только в течение 6 дней Творения”, потому любое чудо совершает Вс-вышний. После закончилось “творение из ничего” – теперь для чуда нужна какая-то основа, сосуд.
Зоhар говорит поэтому Элиша сказал: “Что я сделаю тебе? Скажи-ка мне, что у тебя есть дома?”
То есть, есть у тебя дома что-то, на что может опуститься благословение Вс-вышнего?” И поэтому учат мудрецы, что человеку запрещено произносить благословение (имеется в виду Биркат-hа-мазон) за пустым столом. Почему? – Потому что благословение свыше опускается на место, которое не пусто. По этой причине человеку требуется оставлять хотя бы кусок хлеба на время чтения Биркат-hа-мазона, потому что иначе благословению не на что опуститься.
Вдова говорит, что у нее есть немного масла – и пророк Элиша говорит ей: «возьми пустые сосуды и наливай масло во все сосуды». Вдова с сыновьями собирают пустые сосуды, даже одалживают у соседей, закрывают двери – она наливает масло в сосуды- а дети подносят и масло не переставало литься из этого кувшина, пока все сосуды не заполнились. Она спросила у пророка, что теперь делать – на что он ответил: “продай – верни долги, а что останется – на это живите”.
Инструменты доступности