Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Меира Бааль hа-Нес
Йорцайт – 14 Ияра
Место захоронения – Тверия
В книге «Табур hа-Арец» (Пуп Земли) написано:
«Рабби Меира Бааль hа-Нес звали Рабби Меир Тана. И его назвали «Бааль hа-Нес» (Чудотворец), потому что благодаря его заслугам можно просить о великих чудесах».
Потомок Нерона
Агада приписывает Рабби Меиру происхождение от имератора Нерона.
«Когда император Нерон двигался на Йерусалим, он послал стрелу на восток и упала она в Иерусалиме, послал на запад – и она упала Иерусалиме. На все четыре стороны света посылал он стрелы, и все они летели в сторону Иерусалима. Тогда Нерон обратился к ребёнку и сказал: «Прочти мне стих из Торы». Ребёнок привёл ему стих из пророка Йехезкиэля (25:14): «И отдам месть Мою над Эдомом в руку народа Моего, Израиля, и свершат её над Эдомом по гневу Моему и ярости Моей, и познают месть Мою, – слово Г-спода Б-га».
И сказал Нерон: «Сейчас ты посылаешь меня разрушить свой дом, а потом я должен буду искупить мной содеяное!». И он сбежал, и сделал гиюр, и от него произошел Рабби Меир.
Его главным учителем был Рабби Акива. Он также учился у Рабби Ишмаэля (Иерусалимский Талмуд Сотта 2:4), Рабби Шимона бен Элазара (Менахот 32; Иерусалимский Талмуд, Мэд Катан 3:1) и других. Рабби Меир, также учился у Элиши бен-Абуя, и мудрецы задним число признали его правоту, когда сказали, что “Рабби Меир орех съел, а скорлупу выбросил”.
Учили: «не Рабби Меир его имя, а раби Неhория, а почему его назвали Рабби Меир, потому, что осветил («меир») глаза мудрецов в алахе. И не Неhория его имя, а Рабби Нехемия». (Эрувин 13b)
Почти все его многочисленные утверждения написаны анонимно, как «ахерим омрим» (другие говорят).
Он разделил свои лекции на три части алахи, треть агады, и треть притчи.
У него было 300 басен о лисах, которые он мог применить к любой теме. (Санедрин 38b)
355 алахот с объяснениями Рабби Меира упомянуты в Мишне.
Спорит с Рабби Йегудой 72 раза в Мишне, 32 раза он спорит с Рабби Йосе, 10 раз с Рабби Шимоном Бар Йохаем, однажды с Рабби Йоханом Сандларом.
Жена Рабби Меира – Брурия, дочь, казненного римлянами Рабби Ханина бар-Тардиона, одна из немногих женщин, о которой в Талмуде говорится, что она была ученой и часто разрешала сомнения мудрецов в сложных вопросах. Рядом с Рабби Меиром проживали нечистивцы, которые причиняли ему много неприятностей. Рабби Меир просил у Создателя их смерти. Услышав его мольбы, сказала жена его Брурия: «Что скажешь по поводу слов Писания: «И исчезнут грехи» (Теилим 104:35). Ведь не сказано там «и истребятся грешники»? А после этого Писание говорит: «И нет более злодеев». То есть поскольку исчезли злодеяния, то и не стало больше грешников. Потому проси лучше у Создателя не смерти этих людей, но, чтобы исправились они и оставили свои грехи». И сделал Рабби Меир так, и, действительно, злодеи эти раскаялись и исправились.
Смерть сыновей
Однажды на исходе Шабата, когда Рабби Меир произносил проповедь в Бейт Мидраше, внезапно умерли оба его сына. Положила их Брурия, жена Рабби Меира, на ложе и покрыла их простыней.
Возвратившись домой, спрашивает Рабби Меир:
— Где дети?
— В Бейт Мидраше, — отвечает Брурия.
— Странно, — говорит Рабби Меир, — я смотрел, но не видел их там. Подает ему жена кубок для «авдалы». После «авдалы» Рабби Меир спрашивает снова:
— Где же дети?
— Должно быть, погулять пошли и скоро возвратятся. Дав мужу поужинать, Брурия говорит:
— Рабби, позволь предложить тебе один вопрос.
— Спрашивай.
— На днях некто отдал мне одну вещь на хранение, а сегодня пришел взять ее обратно. Должна ли я возвратить ее, или нет?
— Дочь моя! — говорит Рабби Меир. — Надо ли возвратить чужую собственность? Как ты можешь еще спрашивать об этом?
— Без твоего ведома я не хотела сделать это, — говорит Брурия, — и с этими словами она берет мужа за руку, подводит его к постели и сдергивает простыню.
Горько зарыдал Рабби Меир, оплакивая смерть детей:
— О, дети мои! Дети и наставники мои! Дети, милые мне добронравием своим, а светом Торы, сиявшим в очах ваших, озарявшие, меня!
— Рабби, — говорит ему жена, — не сам ли ты сказал мне, что отданное на хранение следует возвратить по принадлежности? «Господь дал и Господь взял; да будет имя Господне благословенно!»
Шалом Байт
Мидраш рассказывает о женщине, которая однажды пришла на вечернюю лекцию Рабби Меира. Он вернулась очень поздно и шабатние свечи уже догорели. Ее взволнованный муж требовал сказать, где она была, и она объяснила, что ходила на лекцию Рабби Меира. Муж в сердцах заявил, что не пустит её домой, пока она не плюнет в лицо того Рабби Меира. Когда она ушла, Элиягу а-Нави (Пророк Илия) появился перед Рабби Меиром и сказал ему, что из-за него женщина изгнана из дома. Когда Рабби услышал эту историю, он сделал вид, будто у него серьезная проблема с глазами. «Ты знаешь, как лечить глаза?» – спросил он ошеломлённую женщину. «Нет, я не знаю» – пролепетала она. «Хорошо, тогда быстро прямо сейчас семь раз плюнь мне в лицо, и тогда проблема решится». Поражённая женщина сделала, как он попросил и плюнула семь раз. Рабби Меир тогда сказал ей: «Иди и скажи своему мужу, что он попросил плюнуть один раз, а ты плюнула семь!» Изумленные ученики спросили Рабби Меира, должно ли разбирательство между мужем и женой заканчиваться таким пренебрежением честью Торы. «Мы бы привели его сюда, выпороли его и заставили принять назад свою жену!» – восклицали они. «Должна ли честь Меира быть величественней, чем честь Создателя?» – отрезал Рабби. «Г-сподь повелел нам смыть Свое Святое Имя водой, которую пьёт, подозреваемая в измене женщина – «сота», чтобы доказать её невиновность и восстановить мир в их отношениях».
Как важно имя человека
Праведник придавал большое значение именам людей.
Однажды прибыли Рабби Меир, Рабби Иегуда и Рабби Йоси на постоялый двор человека по имени Кидор. Услышав это имя Рабби Меир отметил: “Значит он злодей, ибо сказано в Торе: “Ки дор таhапухот hэма” (изменчивое поколение они)”. Дело было перед Шабатом, Рабби Иегуда и Рабби Йоси оставили у хозяина свои деньги, но Рабби Меир не доверил ему. На следующий день, когда раввины попросили вернуть им деньги, хозяин ответил: “Вы мне денег не давали, и я ничего не знаю”.
Когда Рабби Меир стал «Бааль hа-Нес» (Чудотворец)
В Талмуде в трактате «Авода Зара» (идолопоклонство) описан следующий случай:
Римские власти присудили продать сестру Брурии, жены Рабби Меира, в публичный дом. Рабби Меир взял деньги и пошел к месту где ее держали, чтобы попытаться выкупить ее. И сказал: “Если она не согрешила, с ней произойдет чудо, а если согрешила, не произойдет.” Он переоделся в одежду всадника и позвал ее. Она ему отказала, сказав “у меня обычное женское”. Он ей ответил: “Я подожду”. Она продолжила отказываться, говоря: “Зачем тебе я, есть гораздо красивее.” Рабби Меир понял, что она безгрешна, и пошел к охраннику. Он предложил ему 1000 динаров, но тот отказался, сказав, что боится наказания, если упустит пленницу. Рабби Меир сказал ему: “Половину дай взятку тому, кто ее охраняет, половина тебе.” – “А когда деньги закончатся, что мне делать?” – “Скажи “Б-г Рабби Меира ответь мне” – и спасешься”. – А кто мне докажет, что это правда?” – “Смотри”, сказал Рабби Меир. Неподалеку была стая огромных волкодавов. Рабби Меир кинул в них горсть песка, и собаки накинулись на него. Рабби Меир произнес “Б-г рабби Меира ответь мне”, и собаки оставили его в покое. Увидев это, охранник освободил сестру Брурии и передал Рабби Меиру.
С тех пор многие удостоились чудес, благодаря вере и заслугам Рабби Меира. И теперь у нас у нас есть традиция, что, когда еврей оказывается, не дай Бог, в какой-нибудь беде, он должен пожертвовать что-либо на благо учащих Тору в Израиле, в любую Йешиву, и должен посвятить пожертвование в память оРабби Меире Бааль hа-Нес. Он должен сказать: «Элока Де-Меир Анени» – и будет ему даровано разрешение бед.
Мекубалим учат, что в молитве «Рабби Меир Бааль hа-Нес» Рабби Меир имел ввиду не себя, а Кадош БарухУ: «Э-локим ше-Меир ла-Арец у ле-Дарим Алея бе-Рахамим» – означает – «Б-г, который освещает (меир) землю и всех живущих на ней по своей милости».
Бен Иш Хай писал: «Следует зажечь свечу в память о Рабби Меире первого числа месяца Тевет».
Рабейну Хида (Раби Хаим Иосеф Давид Азулай) писал в своей книге «Птах Эйнаим» (Открой Глаза):
«Святому народу Израиля во всех общинах в мире, стоит в случае любой беды или болезни пообещать оставить монеты на гробнице Рабби Меира Бааль hа-Неса и произнести молитву «Элока Де-Меир Анени» и его молитвы получат ответ».
В конце жизни Рабби Меир уехал в Африку, там он и скончался (Иерусалимский Талмуд, Келаим 9:4). Он попросил, чтобы его похоронили в Эрец Исраэль у моря, чтобы вода, омывающая берега Эрец Исраэль плескалась о его могилу. (Иерусалимский Талмуд, Келаим 9:4).
Аризаль говорит, что Рабби Меир похоронен в Тверии стоя. («Шаар а-Гильгулим»)
Пусть Зхут Цадика Рабби Меира Бааль hа-Нес защитит нас всех, Амен.
(по сайту dailyZoar-Tzadikim)
При сотрудничестве с:
Гаон Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» (Израиль), Рав Исраэль Якобов – «Ор Исраэль» (Канада), Рав Александр Цви Сыпков (Россия)
Сайт «Сила Теилим» благодарит всех своих пользователей и приветствует желание делиться нашими материалами, ведь тем самым, вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы.
‼️запрещено копировать материалы без указания ссылки на сайт!!
Убедительная просьба ко всем пользователям – не пользоваться сайтом в Святой Шабат и в дни Еврейских праздников, кроме Холь а-Моэд.
(CC BY-ND-NC) 2022 – 5782 by Sila Tehilim – Материалы сайта подлежат лицензии CC BY-ND-NC 1.0 («Атрибуция — Без производных произведений — Некоммерческое использование») 1.0 Generic
Инструменты доступности