Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Рабби Натан бар Нафтали-Гирш Штернгарц – Рабби Носон из Бреслава — организатор и руководитель движения хасидей Бреслав.
Родился 15 швата 1780 года в г. Немирове, в семье миснагдим (противников хасидизма).
Взял в жены дочь р. Давида-Цви Ойербаха, главного раввина г. Шаргорода.
Преодолев противодействие семьи, стал учеником выдающихся хасидских наставников р. Леви-Ицхака из Бердичева и р. Баруха из Меджибожа. В 1802 году он познакомился с р. Нахманом из Бреслава (см.) и вскоре стал его горячим последователем.
Во время первой встречи р. Нахман сказал ему: «Мы давно знакомы друг с другом, но до времени были разлучены».
Рабби Натан переехал в Бреслав, чтобы постоянно находиться рядом с наставником. Он записывал уроки и наставления р. Нахмана, а затем издавал эти записи в бреславской типографии, которую он основал для распространения идей своего учителя.
На основе своих записей, проверенных самим р. Нахманом, он составил книгу Ликутей Моаран, ставшую основополагающим трудом бреславского направления в хасидизме.
В книге Ликутей тфилот (Собрание молитв), написанной по просьбе самого наставника, р. Носон облачил бреславское учение в форму поэтичных и задушевных молитв.
Основные законы и правила бреславского пути служения Всевышнему, проложенного р. Нахманом, р. Носон изложил в книге Ликутей алахот (Собрание законов).
В книге Сипурей маасиёт (Повести) р. Носон объединил сказочные истории, которые р. Нахман рассказывал в последние годы жизни. Р. Носон перевел эти сказания с идиша на иврит, и издал, в соответствии с волей р. Нахмана, с параллельным текстом: вверху листа — на иврите, а внизу — на идиш.
Впоследствии р. Носон составил целый ряд сочинений, повествующих о жизненном пути и мировоззрении р. Нахмана: в том числе такие книги, как Шивхей Аран (Прославление р. Нахмана) и Сихот Аран (Беседы р. Нахмана).
После смерти р. Нахмана в 1810 году, руководство учениками перешло к р. Носону — однако он отказался стать новым «Ребе», заявив, что духовным главой движения по-прежнему остается р. Нахман.
Р. Носон сумел объединить учеников р. Нахмана, разбросанных по всей Украине, в единое братство. Он организовал ежегодные собрания хасидов на могиле наставника, в г. Умани, — как и при жизни р. Нахмана, эти съезды были приурочены к празднику Рош ашана.
Через 10 лет количество приезжающих в Умань настолько возросло, что р. Носону пришлось построить там специальный клойз (дом молитвы), предназначенный для ежегодных собраний.
Р. Носон из Бреслава умер 10 тевета 1845 года.
В последующие годы бреславское движение распространилось по всей Украине и Польше; значительная бреславская община появилась также в Земле Израиля. Внук р. Носона, р. Авраам Штернгарц, прибывший перед началом второй мировой войны на Святую Землю, организовал ежегодный киббуц (съезд) бреславских хасидов на горе Мерон, возле Цфата.
В послевоенные годы наиболее крупные центры движения сложились в Йерушалаиме и Бней-Браке, а также в Нью-Йорке. В 1988 году, с падением «железного занавеса», возобновилось паломничество бреславских хасидов в Умань.
Рабби Натан из Бреслав похоронен на еврейском кладбище в Брацлаве в Немировском районе, на Украине.
(https://toldot.ru/history/noson.html)
Инструменты доступности