Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 21 Тевета: главы 104-105
  • 00

    дни

  • 00

    часы

  • 00

    минуты

  • 00

    секунды

Рабби Йекутиэль Йеуда бар Цви Гирш Хальберштам – Адмор Клаузенберг
Йорцайт – 9 Тамуза
Место захоронения – Натания, Израиль
Рабби Йекутиэль Йеуда Хальберштам родился 4 Швата 5665 (1905) года в Польском городе Рудник. Его родители были потомками великих хасидских династий. Отец, Рав Цви Гирш был внуком Адмора из Цанз – Рава Хаима Хальберштама, «Диврей Хаим» и Рава Йекутиэля Йеуды из Сегета, «Йетев Лев». Мать, Рабанит Хая Миндел, происходила из потомков Рава Цви Элимелеха Шапиро из Динова («Бней Иссахар») и Рава Цви Гирша Айхенштейна из Жидичова. Когда Йекутиэлю Йеуде исполнилось три года, отец завернул его в талит и отнес в первый раз в хедер. После окончания первого урока отец снова завернул его в талит и отнес домой. До конца дня отец следил, чтобы сын не выходил на улицу – даже первый урок Торы не должен был быть испорчен влиянием улицы. В годы Первой мировой войны семья Хальберштам вынуждена была покинуть Рудник. В этот период умирает глава семьи – Рав Цви Йеуда. Несмотря на то, что Йекутиэль Йеуда был младшим сыном и на момент смерти отца ему едва исполнилось тринадцать, Тора отца оказала решающее влияние на его формирование.
«Мой отец всю жизнь шел путями святости, которые определил великий Раби Хаим из Цанза. Отец много рассказывал нам о нашем великом прадеде. Но это не были истории о чудесах. Это были рассказы о том, как “Диврей Хаим” служил Творцу: как он молился, как учил Тору. Все это учило нас, как мы сами должны служить Вс-вышнему». После смерти отца Рав Йекутиэль Йеуда, уже известный в Польше, как Илуй из Рудника, продолжил изучать Тору. Его наставниками были величайшие мудрецы Торы из Польши того времени: Рав Авраам Мордехай Алтер из Гур (автор книги «Имрей Эмет»), Рав Меир Йехиэль из Островца, Рав Хаим Элиэзер Шапиро из Мункача (автор книги «Минхат Элиэзер»).
Клаузенберг
В возрасте 20 лет Рав Йекутиэль Йеуда Хальберштам женился на Песель Тейтельбаум, дочери Рава Хаима Цви из Сигета (Венгрия). Будущий тесть подарил Раву Хальберштаму на помолвку золотые часы. Юный мудрец Торы проявил характер: дорогие часы были проданы, а взамен было куплено полное издание Вавилонского Талмуда. Первые два года после свадьбы молодожены провели в Сигете, а затем Раву Хальберштаму предложили пост Равина общины Клаузенберга (в Румынии). Община Клаузенберга имела многовековую историю, но на момент прибытия Рава Хальберштама находилась под сильным влиянием реформистов и социалистов. Он спал только три часа в сутки, часто на скамейке в синагоге, часто ел только один раз в день. Большую часть своего времени он проводил в молитве и учении. Вести о нем быстро распространилась по всей Румынии и Венгрии, и даже достигли Земли Израиля. В 1937 году Ребе Йекутиэлю Иеуде Халберштаму предложили место в раввинском суде Иерусалима. В письме он обратился к матери за советом. Она посоветовала ему по молодости лет остаться на том же месте. Когда началась Вторая мировая война, евреи Венгрии и Румынии жили относительно спокойно. Тем не менее, местные антисемитизм процветал. В 1941 году Ребе Йекутиэль Иеуда, его жена и 11 детей были арестованы и перевезены в Будапешт. Ребе был заключен в тюрьму вместе с группой еврейских активистов, которые в конечном итоге все были направлены прямо в Освенцим. Только благодаря усилиям друзей и его сторонников, Ребе был освобожден и семья могла вернуться в Клаузенберг. 19 марта 1944 года немцы вторглись в Венгрию, шеф гестапо Адольф Эйхман сразу организовал облаву на евреев, стали создаваться гетто и началась депортацию венгерских евреев в Освенцим. В Клаузенберге гетто было создано 1 мая 1944 года. В течение нескольких недель Ребе прятался в открытой могиле на кладбище. Затем он бежал в город Баня, где он вместе с 5000 другими венгерскими евреями был помещен в лагерь принудительного труда. Ребе был вынужден сбрить бороду, но он не потерял самообладание и веру в Б-га.              
В лагере он продолжал вести молитвы и даже в Шаббат устраивал Тиш. Месяц после прибытия Ребе, трудовой лагерь был ликвидирован. Все заключенные были отправлены в лагерь смерти Освенцим. Примерно в то же время, жена Ребе их дети, которые остались с ней были из Клаузенбурга отправлены в Освенцим. Их отравили газом 2 июня 1944 года. В Освенциме Ребе удалось выжить и пройти через все круги ада. В Освенциме он с самого начала пытался сохранить каждую заповедь. Он никогда не касался трефной пищи и отказывался есть пищу, приготовленную в некошерной посуде. Он часто голодал. Но его вера давала многим духовную силу. Он заверял заключенных, что Б-г был с ними и в долине смерти. В 1944 году, год после восстания в Варшавском гетто, Ребе вместе с другими заключенными были отправлены разбирать завалы в разрушенное гетто. Из Варшавы Ребе попал в концентрационный лагерь Дахау. Ребе выжил только чудом.  “Великие силы скрыты в человеке! – повторял Pебе. – До войны я просил учеников принести мне тяжелые тома Талмуда, думая, что не сам смогу их поднять. Я, не предполагая что, оказавшись в нацистском лагере, смогу поднимать металлические шпалы и нести на себе огромные камни”. Этими словами Pебе вдохновлял евреев, переживших Катастрофу находить в себе скрытые силы и с честью преодолевать все стоящие перед ними испытания.
После освобождения Ребе принялся налаживать духовную жизнь выживших евреев. Осенью 1945 года Мюнхен превратился в центр религиозной еврейской жизни для всех лагерей для перемещенных лиц. Здесь Ребе создал организацию выживших, в которой действовали религиозные школы для мальчиков и девочек и йешивы для молодых людей из 19 других лагерей для перемещенных лиц.            Кроме того, Ребе устроил кошерную бойню, микву, помогал парам жениться. Весной 1946 года Ребе сделал поездку в Нью-Йорк по сбору средств от имени фонда, ему удалось собрать 100. 000 $ – огромную сумму по тем временам. Осенью того же года он отправился в очередную поездку по сбору средств и решил поселится в Нью-Йорке, чтобы укрепить американскую еврейскую общину, и продолжать работать на благо людей, переживших Холокост по ту сторону Атлантики.  В 1947 году он установил свой ​​двор в районе Бруклина, Вильямсбурге в Нью-Йорке. 22 Августа 1947 года Ребе Йекутиэль Иегуда женился во второй раз на Хае-Нехаме Унгар, осиротевшей дочери Ребе из Нитры, Шмуэля Довида Унгар (1885-1945). B их семье родились пять дочек и два сына. Живя в США, Ребе Йекутиэль Иеуда всегда мечтал поселиться в Израиле. С этой целью, в 1958 году в Нетании – прибрежном туристическoм курортном городе, он основал хасидский район Кирьят-Цанз. Вскоре там появились йешивы, школы для девочек и мальчиков, дома престарелых. В 1960 году Ребе переехал на постоянное жительство в Израиль, поселившись в Нетании, из Кирьят-Цанз он также управлял и общиной Вильямсбурга.                                                  
Ребе основал Бейт-Мидраши и школы в других городах Израиля, и основал Кирьят-Цанз в окрестности Иерусалима. В 1968 году он основал еще одно поселение Цанз в США в городе Юнион-Сити, штата Нью-Джерси.  
Ребе известен и тем, что основал в Нетании больницу на 484 коек “Ланиадо”. Больница полностью действует в соответствии с еврейскими законами. Идея о создании больницы созрела во время Холокоста. Ребе мечтал о создании госпиталя, в котором бы медицина практиковалась с состраданием и милосердием к больному в духе еврейской традиции. При закладке краеугольного камня здания в 1980 году, Ребе сказал на идиш: “Я спасся от Гитлеровских газовых камер. Я провел несколько лет в нацистских лагерях смерти. Помимо того, что они убили мою жену и 11 детей, мою мать, моих сестер, брата – всю мою родню, около 150 человек, я остался единственным, кто выжил – и я был свидетелем их жестокости. Я помню, как будто это было сегодня, как они выстрелили мне в руку. Я боялся идти в нацистской лазарет, хотя там были врачи. Я знал, что, если бы пошел, я бы никогда не вышел оттуда живым…. Несмотря на мой страх, я сорвал с дерева лист и приложил его к ране. С Б-жьей помощью, рана исцелилась за три дня. Тогда я пообещал себе, что если, с Божьей помощью, мне когда нибудь удастся избавится от этих решайим (злых людей), то я построю больницу в Эрец-Исраэль, где о каждом человеке будут достойно заботится…“

 

 

Сипурей Цадиким

Кевер Рабби Йегуда бар Илай
Однажды Адмор Клаузенберг пошел со своими хасидами на Кевер Таны Рабби Йегуда бар Илай.
Они прочли Теилим, а затем помолились Минху, поскольку уже темнело. После Минхи настроение Ребе изменилось; что-то беспокоило его. Когда ученики спросили его, что случилось, Ребе объяснил: «Рабби Йегуда бар Илай говорит в «Масехет Брахот» (4-й перек, 1-я Мишна), что нужно молиться до Плаг а-Минха – за 1 час или 1 час с четвертью до темноты (по этому поводу был махлокет).
Несмотря на то, что мы не придерживаемся его мнения, это было бы хуцпа (наглостью) молиться Минху на его Кевер после времени, которое он определил.
Мы должны вернуться завтра и все исправить.
На следующий день они вернулись на Кевер Рабби Йегуда бар Илай. На этот раз они пришли пораньше днём и помолились Минху перед Плаг а-Минха, в соответствии с мнением Рабби Йегуды бар Илай. После того, как они закончили молиться Минху, Ребе почувствовал, что груз тяжести покинул его.
Он исправил то, что считал оскорблением для великого Таны Рабби Йегуда бар Илай.
(Сефер «Магид» Рабби Пейсаха Крона)
 
Кевер Раби Менахем Мендель из Витебска
Адмор Клаузенберг часами плакал на Кевер Ребе Менахем Менделя из Витебска.
Реб Шмуэль Унсдорфер был одним из самых близких и преданных последователей Ребе из Цанз. Позже он стал тестем сына Ребе, Ребе Цви Элимелеха, который в настоящее время является Клаузенбергерским Ребе Нетании.
Ребе Шмуэль рассказал следующую историю.
Однажды они поехали по Киврей Цадиким.
На каждом кевере, на который приходил Ребе со своими хасидами, они читали Теилим, потом переходили к следующему кеверу и там также читали Теилим.
Так продолжалось до тех пор, пока они не дошли до Кевер великого Рабби Менахема Менделя из Витебска – ученика Магида из Межерич, который переехал в Эрец-Исраэль в 1777 году.
Когда они подошли к его могиле – Ребе бросился и буквально распластался на его кевере и плакал, и плакал – два часа подряд.
Некоторое время спустя, Ребе Шмуэль Унсдорфер спросил Ребе, почему он читал Теилим на всех всех предыдущих могилах, а именно в этом месте плакал, как ребенок?
Ребе ответил, что он так далеко от Рабби Акивы и всех мудрецов Талмуда, поэтому он просто читал Теилим.
Реб Шмуэль собрался с духом и спросил: «При всем уважении, какое отношение Ребе имеет к великому Витебскеру? Он был одним из величайших талмидов Магид из Межерич».
Ребе ответил: «По сравнению с Витебскером, я тоже ничто, но вы должны понимать – Талмидей Баал Шем Тов приняли на себя особый «месерут нефеш», чтобы помочь каждому еврею даже после своей смерти. Так что да, я имею к нему отношение, и поэтому я лежал на его кевер и плакал».
Пасхальный седер
Однажды при личной встрече, Рабанит Хава Куперман рассказала об Адморе Клаузенберг с огромным теплом.
Когда Ребе приехал в Израиль после пережитого в Холокосте, где он потерял 11 детей и жену, уже после Америки, где успел возродить жизнь общины, – он решил в Песах устроить пасхальный седер для всех, кто пережил Шоа. Собрав изможденных евреев, переживших ужасы войны и потерю близких – Ребе начал седер, но тут возмущенные евреи начали роптать, не желая принимать участие в никаких религиозных ритулах: «если Б-г оставил нас – то к чему все это» – говорили они…
И тогда Рабби Йекутиэль сказал:
– «Вы помните сколько евреев вышло из Египта – 20% – 1/5-я, а сколько вышло из Шоа – правильно тоже 1/5-я евреев».
– «Вы помните, что сделали евреи, когда прошли Ям Суф, а ведь никто не знал, чем все закончится. Да, они запели «Шират а-Ям» – сделали Кидуш Ашем, что остались живы. Вот и мы с вами, выйдя из этой печи Шоа, сейчас сделаем Кидуш Ашем. Мы, оставшиеся в живых, сделаем за тех, кто не смог выйти».
И люди стали протягивать стаканы, чтобы им налили вино и слушать свой первый послевоенный пасхальный Седер.

 

Сгула Адмор из Клаузенберг 

В книге «Клаузенбергский Ребе – годы войны» на странице 36 описывается, как во время Холокоста, Ребе из Клаузенберг учил своего помощника соблюдать следующие 3 правила, чтобы спастись от любой опасности:
– строго следить за тем, чтобы голова была все время покрыта;
– соблюдать законы омовения рук;
– когда в опасности – произносить 3 пасука [интересно, что во всех 3-х молитвах есть противодействие силе Амана]:

1.  Имя мамы Авраама Авину – «Амтелай бат Карнево».
«Мать Аврама – Амтелай бат Карнево, а мать Амана – Амтелай бат Орветай, и знак тебе (для различения их) – чистое к чистому, нечистое к нечистому – имя матери Амана – Орветай от слова «орев» (ворон).
2.  Пасук: יבא המלך והמן היום – «Яво hамелех ве-Аман hайом» – (пусть придет сегодня царь с Аманом). (Мегилат Эстер 5:4)
 В «Мегилат Эстер» не написано Имя Вс-вышнего.
Но Ари а-Кадош учит, что Имена Ашема можно обнаружить в рашей и софей тевот псуким «Мегилат Эстер».
Так в пасуке: «Яво hамелех ве-Аман hайом» – (יבא המלך והמן היום) – первые буквы образовывают Святое Имя, символизирующее Рахамим.
Аман произнес перед своей женой и друзьями фразу: «[Вехол] зех эйнено шовех ли» (Мегилат Эстер 5:13) – (וכל] זה אינינו שוה לי) – «все это ничего не стоит для меня», где ставит Святое Имя в обратном порядке, что приводит к Мидат а-Дин (судам).
Эстер же, приглашая на пир, произнесла фразу, меняющую порядок букв Имени Ашема, превращая суды в Рахамим: «Яво hамелех ве-Аман hайом».
3.  «Элока де-Рабби Меир, Анени».
 
Пусть зхут великого Цадика Рабби Йекутиэля Йеуды Хальберштам хранит Ам Исраэль!
(http://zchusavos.blogspot.com/…/klausenberger-rebbes-visits…)
Июл 04 - 05 2025
08:00 - 18:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2025 Январь

Неделя 4

Вс 29
Пн 30
Вт 31
Ср 1
Чт 2
Пт 3
Сб 4
Вс 5
Пн 6
Вт 7
Ср 8
Чт 9
Пт 10
Сб 11
Вс 12
Пн 13
Вт 14
Ср 15
Чт 16
Пт 17
Сб 18
Вс 19
Пн 20
Вт 21
Ср 22
Чт 23
Пт 24
Сб 25
Вс 26
Пн 27
Вт 28
Ср 29
Чт 30
Пт 31
Сб 1
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications