Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 5 Нисана Йорцайт Рабби Цви Элимелех Шапиро из Бложов – «Цви Ла-Цадик»
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Цви Элимелех Шапиро (внук «Бней Иссахар») в начале 1880-х годов основал хасидскую династию Бложов.
Йорцайт – 5 Нисана
Место захоронения – Жешув, Польша
Он родился в 1841 году в семье раввина Довида и Рохель Шапиро. Его отец был Ребе Довид из Динова «Цемах Давид» – сын «Бней Иссахар» – Рабби Цви Элимелеха Шапиро.
Ученик Раввина Хаима Хальберштама из Цанз, Раввин Шапиро служил Ребе Рибатича, прежде чем занять должность раввина Бложова. Во время Первой мировой войны он бежал в соседний город Жешув, где и умер в 1924 году. Его обычно помнят, как «Цви Ла-Цадик», по названию его книги.
Он женился на дочери Ребе Моше Горовица из Розвадова (Розвадова) из династии Ропшицев. Он был раввином Риботичей и Бложова до Первой мировой войны, во время которой бежал в Будапешт. После войны он поселился в Перемышлян и Жешув, где и умер в 1924 году.
Он и его потомки составляют династию Бложовых.
Лимуд
В «Цви Ла-Цадик» (Моадим, Ияр 3, 10) Рабби Цви Элимелех из Бложова, дает нам прекрасное объяснение, основанное на Мидраше (Кохелет Рабба 11, 6). Согласно Мидраш, когда все 24 000 учеников Рабби Акивы погибли, он собрал своих новых учеников и сказал: «הראשונים לא מתו אלא מפני ש всеми מיד עמדו ומלאו כל ארץ ישראל תורה» умерли, потому что они эгоистично скрывали друг от друга свою Тору; вы не можете вести себе также – вы уже не будете прежними. Немедленно они встали и наполнили Торой весь Эрец-Исраэль.
Когда Гемара утверждает, что ученики рабби Акивы не относились друг к другу с уважением, это означает, что они эгоистично скрывали друг от друга свое знание Торы.
Они отказывались быть великодушными и передавать то, чему научились, своим товарищам-ученикам. Поэтому Рабби Акива увещевал новых учеников не копить свои знания Торы. Прислушиваясь к его замечаниям: «Они немедленно встали и наполнили Торой всю Эрец-Исраэль». Основываясь на этом понятии, «Цви Ла-Цадик» объясняет серьезность ошибки учеников Рабби Акивы:
«И дело в том, что первые ученики не хотели наслаждаться Торой друг друга из-за ненависти, и каждый из них не открывал своим друзьям то, что он знал и они получили из-за ненависти между ними, ведь устное изучение Торы опирается на приемников и так важно делиться Торой и передавать ее знания».
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(http://torahdoc.free.fr/torahdoc/%5B1%5D%20Parasha/Rav%20Friedman/5776/5776-35-Emor%5BEN%5D.pdf)
Инструменты доступности