Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 5 Кислева Йорцайт Рабби Довид Лурия – Радаль
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Довид Лурия – Радаль – ученик Гаон ми-Вильно – автор перуша «Пиркей де Рабби Элиэзер»
Йорцайт – 5 Кислева
Место захоронения – Быхов
Рабби Давид родился в Быхове в 1798 г. — году смерти Виленского Гаона, в известной раввинской семье. Он потомок Мааршаля в восьмом поколении. Его отец, реб Юдель Лурия, был женат на дочке раввина Исраэля Раппопорта, руководителя раввинского суда города Быхова.
Он был одним из крупнейших купцов Могилевской губернии, а также славился своей мудростью в решении житейских вопросов и добрыми делами.
Рабби Дов-Бер (сын рабби Шнеура Залмана из Ляд, второй реббе ХаБаДа) писал своим хасидам, чтобы они во всех вопросах слушали его совета, ибо он один из мудрейших людей губернии.
Реб Юдель Лурия раздавал огромные суммы денег беднякам Быхова, двери его дома были открыты для любого еврея, приезжающего в город. Несмотря на то, что многие люди, которым он одалживал деньги, не возвращали долги, он никогда не обращался в нееврейский суд, чтобы взыскать долги. Реб Юдель Лурие отличался огромной любовью к Торе и заповедям. Наградой ему за это явилось то, что три его сына стали мудрецами Торы. Старший сын, рав Цви Гирш, был праведным евреем и мудрецом Торы. Каждый год он заново повторял весь Вавилонский Талмуд. Постоянно изучая Тору и не занимая официальных должностей, он прожил всю жизнь в Быхове и умер в возрасте 70 лет, при жизни отца. Второй сын, Аарон Лурия, был раввином в Минске. Самым известным оказался третий сын Давид, которому и посвящён наш очерк. Реб Юдель Лурия умер в возрасте 91 года, находясь до последнего дня в ясном сознании, окруженный детьми, внуками и правнуками.
Рабби Давид с детства поражал всех удивительными способностями в изучении Торы. В возрасте 5 лет он уже знал весь Танах с комментариями Раши и Радака, а также грамматику Святого языка.
В 6 лет он приступил к изучению Талмуда с комментариями Раши и Тосафот. Отец нанял для него специальных учителей Талмуда, которые были известными раввинами. В 9 лет он уже знал 9 первых трактатов Талмуда. В 10 лет рабби Давид знал наизусть все 6 разделов Мишны.
В возрасте 9 лет с ним произошла следующая история. В один из вечеров в комнату, где он изучал Тору, зашел его отец с одним бы- ховским князем. Вместе с ними был также учитель, которого князь привез для своего сына из Франции. Учитель проэкзаменовал маленького Давида, и все были потрясены его познаниями в области математики. Князь дал ему подарок и договорился с отцом, что каждый день заграничный учитель будет заниматься один час с его сыном. Это было как раз то время, которое было предназначено для повторения Талмуда. Отказаться было невозможно. Давид же совершенно не хотел тратить время на что-либо, кроме Торы. Он проплакал всю ночь. Наутро, за городом, учителя нашли убитым.
В 13 лет рабби Давид женился на дочке крупного виленского купца и знатока Торы, дед которой был учеником Виленского Гаона. Когда он приехал в Вильно, для знакомства с семьей невесты, его выступление в Большой синагоге города произвело на собравшихся огромное впечатление. Первое время после свадьбы рабби Давид жил в Вильно, где было много мудрецов Торы. Общение с ними оказало на него огромное влияние. Особенно близкие отношения сложились у него с рабби Шаулем Каценеленбогеном. За те 4 года, что рабби Давид провёл в Вильно, он и рабби Шауль, несмотря на большую разницу в возрасте, несколько раз завершили полный цикл изучения Вавилонского Талмуда. Подход к изучению Торы рабби Шауля оказал на рабби Давида огромное влияние.
В 17 лет рабби Давид уже закончил свой первый труд — комментарий на трактат «Брахот» Вавилонского Талмуда.
Когда ему исполнилось 18 лет, рабби Давид с семьей возвращается в Быхов. Чтобы он мог в спокойной обстановке продолжать изучение Торы, его отец сделал специально для него бейт- мидраш. Даже для молитвы ему не нужно было прерывать занятия. В установленное для молитв время туда приходил специально приглашенный миньян, и после молитвы рабби Давид мог сразу продолжать занятия. Тут он написал комментарий на весь Танах, Мидраш Пиркей дерабби Элиэзер и книгу Мехильта, примечания к Вавилонскому и Иерусалимскому Талмудам, на алахические респонсы гаонов, Рамбама и Шуль- хан Арух, а также комментарий к книге Зоар — «Нефеш Давид» («Душа Давида»). Кроме того, в это же время им было написано множество ответов на вопросы, поступавшие к нему в самых разных областях еврейского закона. По свидетельству современников рабби Давид отличался феноменальной памятью. Ему было достаточно бросить несколько взглядов на страницу любой книги, чтобы она, как фотография, полностью отпечатывалась в его памяти. В одну из поездок в Вильно, к своему учителю рабби Шаулю, он по его просьбе заехал в Воложин к основателю иешивы рабби Хаиму. Последний был поражен глубокими познаниями гостя в Торе и благословил его со словами: «Да станет известным твое имя в мире!». Несмотря на свой огромный авторитет в мире Торы Радаль отказывался занимать официальные раввинские посты. В 1854 году его пригласили на должность главного раввина Варшавы, которая в то время была одним из крупнейших городов еврейской диаспоры. Под этим приглашением стояли подписи крупнейших раввинов города, включая рабби Ицхака Меира Альтера. Радаль принимал активное участие в решении практически всех важных вопросов еврейской жизни. Во время пребывания в 1846 году М. Монтефиоре в Вильно, он приезжал туда для переговоров с ним. А когда реформисты, набиравшие уже общественный вес в еврейской среде, начали предпринимать попытки изменить порядок молитв, Радаль резко оппонировал им.
В 1835 году, в возрасте 37 лет, Радаль, по примеру Виленского Гаона, отправляется в добровольное изгнание («галут») далеко от Быхова, в район Волыни. В этих же местах ранее находился в изгнании рабби Хаим из Воложина. Будучи 18 месяцев вдалеке от родных мест, он, тем не менее, не уменьшал интенсивности в изучении Торы.
В 1838 году Радаль пережил, в результате оговора, одно из самых тяжелых испытаний — арест и заключение в Шлиссельбургскую крепость. Приведем только один эпизод. Желая скрыть от подследственного во время одного из допросов содержание своей беседы, следователи заговорили на французком языке. Радаль встал со своего места и отошел, чтобы их не слышать. Ведший допрос сразу грозно обратился к раввину со словами: «Кто позволил тебе встать?» «Вы, видимо, перешли на французский язык, чтобы я не понял вас» — ответил Радаль на изысканном французском языке. — «Но поскольку я не хочу вводить вас в заблуждение, то отошел, чтобы не слышать, о чем вы говорите». Следователи немедленно изменили своё отношение к нему, а вскоре он был полностью оправдан и освобожден из крепости.
Подобно своему отцу, Радаль много занимался благотворительностью. Как и Виленский Гаон, он хорошо разбирался во многих науках, включая медицину, прекрасно владел рядом иностранных языков. Но и ради всего этого он никогда не прерывал занятий Торой. Светские науки, иностранные языки он постигал в таких местах, где запрещено учить Тору, например в туалете. Многие больные приходили к нему. Если человек был не в состоянии оплатить лекарства, Радаль вместе с рецептом писал аптекарю записку с просьбой отпустить лекарство бесплатно, а его стоимость записать на его счет.
Рабби Давид Лурия скончался в Быхове в возрасте 58 лет. В последний путь его провожали все жители Быхова. В похоронах принимала участие даже городская полиция в форменных мундирах. Для прощания гроб с его телом был внесен в главную синагогу Быхова и установлен на биме, — месте, где читают Тору. Этой огромной чести удостаиваются только великие мудрецы Торы.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
Инструменты доступности