Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 4 Ияра Йорцайт Рабби Йосеф Дов Соловейчик из Бриска – «Бейт а-Леви»
дни
часы
минуты
секунды
Рав Йосеф Дов Соловейчик из Бриска – «Бейт а-Леви» (1820-1892) – родился в Нисвиж, недалеко от Минска, в семье Рава Ицхака Зева Соловейчика.
Йорцайт – 4 Ияра
Место захоронения – Гродно
Рав Ицхак Зев был внуком по матери Рабби Хаима из Воложина.
Хотя Рабби Ицхак Зев не был раввином, он был знаток и в Шас и в Шулхан Арух. К тому времени, когда Йосефу Дову исполнилось десять лет, он знал наизусть Бава Кама, Бава Мециа, Бава Батра, Брахот, Гиттин и Киддушин и уже писал свои собственные Хидушим. Когда ему было 11 лет, отец привел его в Воложин, чтобы он учился у своего дяди, раввина Ицеле, Рош-Йешивы и сына раввина Хаима из Воложина. После женитьбы тесть поддерживал его тринадцать лет.
В 1849 году скончался раввин Итцеле из Воложина. Менее чем через четыре года скончался и его преемник, раввин Элиэзер-Ицхак Фрид. Раббаним решили, что Йешиву возглавят два потомка рава Хаима из Воложина, Нецив и Бейт а-Леви. Нецив будет Рош Йешива, а Бей а-Леви будет помощником Рош Йешива.
Сефер «Бейт а-Леви» состоит в основном из шиурим, которые Рав Йосеф Дов Соловейчик из Бриска дал в Воложине. Его дерех а-лимуд был чем-то совершенно новым и оригинальным для Воложинской Йешивы и сильно отличался от традиционного способа.
Его «Бейт а-Леви» был опубликован в 1863 году. В 1865 году делегация из города Слуцк прибыла к нему, чтобы вручить ему ктав раббанут, подписанный всеми уважаемыми членами общины и рекомендованный раввином Ицхаком Эльхонон Спектором (Ковенский рав).
«Бейт а-Леви» служил раввином Слуцка почти десять лет, но его непреклонная борьба с маскалим и богатыми в конце концов вынудила его покинуть город. В 1865 году к нему прибыла делегация из Бриска и предложила ему должность рава вместо рава Иеошуа Лейба Дискина, только что переехавшего в Эрец-Исраэль. «Бейт а-Леви» служил равом в Бриске 17 лет до своей кончины.
Сипурей Цадиким
Перед лицом Вс-вышнего все равны
Однажды к Раву Йосефу Дову Беру Соловейчику, автору книги «Бейт а-Леви», пришёл один из самых уважаемых и состоятельных евреев города, чтобы лично пригласить раввина на бар-мицву своего сына. Рав Йосеф Дов поинтересовался, будет ли мальчик произносить речь о законах Торы («драшу»), как это принято. Богач улыбнулся и сказал: «Ребе, ну что Вы?! Какая ещё драша в наши дни?». В этот самый момент к раву пришёл ещё один человек — простой и бедный еврей, сыну которого только что исполнилось 13 лет. Бедняк хотел попросить у раввина благословения для сына. Он не пригласил рава на скудное празднование, устраиваемое по случаю бар-мицвы, поскольку даже представить себе не мог, что рав согласится к нему прийти. Рав Йосеф Дов спросил у бедняка о том, готовит ли мальчик «драшу», и бедняк, робея и запинаясь, ответил: «Да, ребе, конечно готовит. Ничего особенного, но…» Рав Йосеф Дов не дал ему договорить: он спросил, где будет происходить празднование и тут же отправился туда, взяв извозчика за свой счет, демонстративно проигнорировав приглашение богача.
В другой раз сыну рава Йосефа Дов-Бера Соловейчика, раву Хаиму, ставшему раввином Бреста после смерти отца, сообщили, что в городе умерли двое: простой работяга и важный купец. Бедный еврей умер раньше, но «хевра кадиша» («погребальное братство») получила щедрый задаток от родственников богача, чтобы его хоронили первым. Рав Хаим объяснил, что по закону так поступать нельзя: первым нужно хоронить того, кто умер первым. Однако «хевра кадиша» проигнорировала его решение и отправилась в дом богача, не желая терять аванс. Узнав об этом, рав Хаим, известный своим милосердным и очень мягким отношением к людям, отправился в дом богача и выгнал оттуда членов «хевры кадиши» палкой.
https://dailyzohar.com/tzadikim/354-Rabbi-Yosef-Dov-Yoshe-Ber-Solevetchik-of-Brisk
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
Инструменты доступности