Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 30 Нисана Йорцайт Рабби Хаим Виталь
Рабби Хаим Виталь родился в Цфате, в детстве получил образование у Рабби Моше Альшейха. Есть предание, что Рабби Йосеф Каро уделял особое внимание ранним талантам Виталя и в 1557 году попросил Альшейха проявить особую осторожность в его образовании, поскольку ему суждено было сменить своего учителя в мире изучения Торы. В том же году Виталь впервые познакомился с каббалистом Исааком Лурией, который оказал на него неизгладимое влияние.
Рабби Хаим Виталь женился в молодом возрасте. Это был несчастливый брак, и когда он расстался с женой, ему во сне явился пророк Элияу и привел его в прекрасный сад, где он увидел благочестивых всех веков в образе птиц, летающих по саду и изучения Мишны. В центре сада на троне сидел Бог, окруженный благочестивыми людьми, покоящимися на изысканных гобеленах. Убежденный этим видением, что ему суждено стать каббалистом, Виталь посвятил следующие два с половиной года изучению кабале. По завершении учебы пророк Элия снова явился ему в видении и сказал, что он добьется успеха в своих усилиях и напишет комментарий к Зоару.
Кордоверо
Когда Аризаль прибыл в Цфат, Рабби Моше Кордоверо уже много лет был главной фигурой в каббалистическом сообществе. «Кордоверо был учителем относительно разрозненного круга учеников. Самыми важными из них были Рабби Элияу де-Видас, Рабби Авраам Галанти, Рабби Моше Галанте, Рабби Хаим Виталь, Рабби Авраам Берухим, Рабби Элазар Азикри, Рабби Шмуэль Галлико и известный каббалист, недолгое время обучавшийся у Кордоверо в 1560-х годах, Мордехай Дато».
Есть свидетельства того, что Аризаль также считал Рабби Моше Кордоверо своим учителем. Рабби Йосеф Самбари (1640–1703), крупный египетский летописец, свидетельствовал, что Рамак был «учителем Ари в течение очень короткого времени». Аризаль, вероятно, прибыл в начале 1570 года, и Рамак умер 27 июня того же года (23-й день Тамуза). Лишенные своего самого выдающегося авторитета и учителя, каббалисты искали нового руководства, и Аризаль помог заполнить вакуум, образовавшийся после кончины Рамака.
В 1570 году Виталь стал учеником Аризаля, выдающегося каббалиста того времени. В исследовании лурианского мистицизма Лоуренс Файн пишет:
«Виталь приводит нам имена 38 человек, которые, по его словам, составляли ученичество Лурии… По его словам, содружество было разделено на четыре йерархически упорядоченные группы. Первый и самый важный состоял из 11 человек, перечисленных в следующем порядке: Хаим Витал, Джонатан Сагиз, Йосиф Арзин, Исаак Коэн, Гедалия а-Леви, Шмуэль Узеда, Йеуда Мишан, Авраам Гавриил, Шабатай Менаше, Йосиф ибн Табул, и Элайджа Фалько (или Фалькон). Широко признано, что в течение года Хаим Виталь стал ведущим учеником, так что, когда Аризаль умер в 1572 году в возрасте 38 лет, Виталь сменил его. Поскольку Аризаль почти ничего не оставил в письменном виде из своих учений, Виталь начал записывать все, чему научился у своего учителя.
Рабби Хайим Виталь прибыл в Египет в 1577 году, но вскоре вернулся в Османскую Сирию, поселившись в деревне Эйн-Зейтим (недалеко от Цфата), а затем в Йерусалиме. После этого он уехал жить в Дамаск, где стал главой сицилийской еврейской общины.
В Дамаске он начал писать свою первую собственную работу. Большая часть книги состоит из описания заклинания облаков и рассуждений о семи блуждающих звездах (планетах), семи небесах и соответствующих им металлах. Завершив свою книгу, Виталь вернулся в Йерусалим, где его бывший учитель Рабби Моше Альшейх рукоположил его «в 1590-х годах».
Однако через некоторое время Виталь уехал из Йерусалима в Цфат, где заболел и целый год был прикован к постели.
Во время этой болезни Рабби Йеошуа, его ближайший последователь, который сопровождал Рабби Хаим почти в каждом путешествии, сумел подкупить младшего брата Виталя – Рабби Моше 500 золотыми монетами, чтобы тот одолжил ему сочинения Виталя, которые хранились запертыми в ящике. Соответственно, Рабби Моше принес Йеошуа большую часть рукописей, и тут же были задействованы 100 переписчиков: всего за три дня они смогли воспроизвести более 600 страниц. Хотя, по некоторым данным, Виталь, узнав об этом, заявил, что скопированные бумаги не являются его собственными сочинениями, они были быстро распространены.
«Эц Хаим» – עץ חיים — (древо жизни) — книга по каббале, написанная Рабби Хаимом в 1573 году по учению Аризаля.
При сотрудничестве с:
Гаон Янив Ассури – Рош Йешива «Йодей Бина» (Израиль), Рав Исраэль Якобов – «Ор Исраэль» (Канада), Рав Александр Цви Сыпков (Россия)
Сайт «Сила Теилим» благодарит всех своих пользователей и приветствует желание делиться нашими материалами, ведь тем самым, вы выполняете важную заповедь — помогаете распространению Торы.
‼️запрещено копировать материалы без указания ссылки на сайт!!
Убедительная просьба ко всем пользователям – не пользоваться сайтом в Святой Шабат и в дни Еврейских праздников, кроме Холь а-Моэд.
(CC BY-ND-NC) 2022 – 5782 by Sila Tehilim – Материалы сайта подлежат лицензии CC BY-ND-NC 1.0 («Атрибуция — Без производных произведений — Некоммерческое использование») 1.0 Generic
Инструменты доступности