Рабби Цви-Гирш а-Коэн бен Йеуда Лейб из Риманова
Йорцайт – 29 Хешвана
Место захоронения – Риманов, Польша
Ребе Цви Гирш из Риманова был продолжателем великого Цадика – Рабби Менахем Мендел из Риманова, и автором книги «Беерот а-Маим».
Этот Цадик был настолько святым, что мы даже не можем постичь его величия. Он был простым человеком из обычной семьи, но уже через пару лет стал большим Цадиком.
Рабби Цви Гирш похоронил 17 сыновей. Только один сын выжил и дочь, которая позже вышла замуж за сына Рабби Исраэля из Ружина.
Когда люди спрашивали его, почему он, творивший чудеса для тысячи евреев и помогавший стольким людям, не молится за себя, он приводил в качестве примера Авраама Авину. Авраам мог избежать Акеды, но предпочел не делать этого, потому что он знал, что его жертва принесет пользу Израилю и, поэтому он принял ее с любовью ко Вс-вышнему и сделал Кидуш Ашем.
Рабби Цви Гирш верил, что если он сможет помочь Израилю, то он будет готов принять постановление Ашема с любовью.
Илула такого святого человека, который отказался от того, что было для него самым ценным в жизни — это день огромного Эт Рацон (благоволения Небес).
Когда Рабби Исроэль из Ружина собирался женить своего внука на дочери Рабби Цви Гирша из Риманова, то перед составлением брачного контракта он сказал: «В нашей семье существует обычай читать родословную во время помолвки. Именно это я сейчас и намерен сделать. Отец моего деда был Рабби Дов-Бер, мой дед был Рабби Авраам Малах, и мой отец был Рабби Шалом-Шахна».
Он произнес лишь имена Великого Магида, его сына и внука, не называя их почетных званий. Потом он обратился к Рабби Гиршу: «А теперь твоя очередь. Расскажи нам, кто твои предки».
Рабби Гирш ответил: «Мои отец и мать покинули этот мир, когда мне было десять лет, и потому я не могу рассказать о них много – знаю только, что они были достойными и честными людьми. После их смерти родные определили меня в ученики к портному. Я пробыл у него пять лет и, несмотря на свой юный возраст, работал хорошо. Я старался не испортить новые вещи и аккуратно чинил старые».
«Брак приемлем для обеих сторон», – воскликнул Рабби из Ружина.
Как стелить постель
Стелить постель Рабби Менахема-Мендла из Риманова было одной из обязанностей его слуги, и тот никому ее не передоверял. Когда юный Цви-Ѓирш ушел от портного и был взят в дом Цадика истопником, он не раз просил слугу позволить ему постелить постель Рабби Мендла, но тот всякий раз отказывал, говоря, что Рабби немедленно почувствует чужую руку. Однако, однажды слуге пришлось отлучиться к вечеру, и потому он вынужден был передать свои обязанности юному истопнику, дав ему подробные указания относительно того, как надо это делать. Ѓирш заверил, что сделает все именно так, как ему было сказано. Когда Рабби Мендл проснулся на следующее утро, он позвал слугу и спросил, кто вчера стелил ему постель. Слуга объяснил, как было дело, и испуганно попросил прощения. «Я и представить себе не мог, – сказал цадик, – что можно спать так сладко. Теперь пусть истопник всегда стелет мне постель».
Дар чистоты
Рабби Натан-Йеуда, сын Рабби Мендла из Риманова, рассказал такую историю.
«Наутро после свадьбы Рабби Гирша «слуги» я вошел в дом учения и увидел, как новобрачный убирается там со своим обычным рвением. Мне это не понравилось, я пошел к отцу и спросил его: “Отец, хорошо ли, что твой слуга, забыв о своей женитьбе, занимается такой черной работой в свои семь свадебных дней?”
Отец ответил: “Ты принес мне добрую весть. А я уже начал было беспокоиться: как же я смогу сегодня молиться, если Цви-Гирш «слуга» не наведет порядок в доме учения. Ведь когда он убирает в комнате, он изгоняет всех демонов, и самый воздух становится чище. И тогда там особенно приятно молиться”.
И в тот же день отец взял Цви-Гирша себе в ученики».
Самая возвышенная молитва
Однажды Рабби Гирш пожаловался своему учителю, что всякий раз, когда он молится, он видит, как перед его взором мелькают огненные буквы и слова.
«Это, – сказал Рабби Мендл, – знак мистической сосредоточенности, о котором говорил наш священный учитель Рабби Ицхак Лурия. Так чего же ты жалуешься?»
«Но мне хотелось бы при молитве сосредоточиваться только на смысле слов», – ответил Рабби Гирш.
«То, о чем ты просишь, – сказал Рабби Мендл, – знак очень высокой ступени, доступной лишь одному человеку в целом поколении: постигнуть все секреты мудрости и в то же время уметь молиться, как маленький ребенок».
Существует немало рассказов о том, как Рабби Гирш наследовал своему учителю. Рассказывается, например, что Рабби Мендл видел во сне, как ангел Метатрон, «князь внутренних покоев», подвел Гирша «слугу» к креслу Цадика. Затем Цадик обратил внимание на то, что Гирш видел души умерших и взыскующих избавления так же явственно, как и сам Цадик. Это сгладило его ощущение неловкости и смущения, но с тех пор он уже не позволял Гиршу жить в его доме и выполнять обязанности слуги. Единственное, что Рабби Мендл по-прежнему принимал от Гирша – это помощь при наложении тфилина, поскольку Гирш сумел убедить цадика, что это для него – великая честь.
Согласно другому рассказу, два сына Рабби Мендла приехали после смерти отца к Рабби Нафтали из Ропшиц, чтобы тот решил, кто из них должен наследовать отцу. Рабби Гирш поехал с ними в качестве слуги, и они уже договорились, что кто бы из них ни занял место отца, он возьмет Гирша в дом. По дороге к ним обратился местный житель, один из хасидов Рабби Мендла. Узнав о смерти учителя, он пожелал вручить им символы главы общины, поскольку они были сыновьями Рабби Мендла. Сыновья, однако, отказались принять на себя ответственность, так как они еще не получили звания раввина, и младший сын предложил передать их Рабби Гиршу, на что хасид согласился без всякой задней мысли. И братья удивились, а отчасти и смутились, увидев, что Рабби Гирш взял эти символы, как будто так оно и надо. Когда же они приехали к Рабби Нафтали, тот обратился к Гиршу, именуя его «Рабби», и посадил его на почетное место.
Рассказывают также, что нашлись хасиды, которые пожелали выбрать старшего сына Рабби Мендла, Рабби Натана-Йеуду, но тот не просто отказался от этого предложения, а уехал на немалый срок в чужие края.
Рабби Гирш однажды сказал своим хасидам: «Когда человек пробуждается утром и осознает, что Б-г вернул ему его душу и что он весь обновился, – этот человек не может не запеть хвалебную песнь Г-споду. Мой святой учитель Рабби Менахем-Мендл знал одного хасида, который, дойдя в утренней молитве до слов “Мой Б-г, душа, которую ты даровал мне, чиста”, начинал танцевать и петь благодарственную песнь».
Однажды к Рабби Гиршу пришла плачущая женщина и пожаловалась, что с ней несправедливо обошлись в раввинском суде. Цадик позвал судей и сказал: «Покажите мне тот текст, на основе которого вы приняли решение, потому что, как мне кажется, тут таится ошибка». Вместе они разобрали раздел «Хошен мишпат» из книги «Шульхан Арух», на котором основывались судьи, и пришли к выводу, что тут имело место неправильное толкование.
Один из судей спросил Рабби, откуда он знал заранее, что была допущена ошибка. Тот ответил: «Потому что сказано: “Закон Б-га совершенен, успокаивает душу”. Женщина не плакала бы, будь решение суда основано на истинном законе».