Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 27 Адара Йорцайт Рав Шломо Эльяшив – Бааль Лешем
дни
часы
минуты
секунды
Рав Шломо Эльяшив – Бааль Лешем (1841-1925).
Йорцайт – 27 Адара
Место захоронения – Ар а-Зейтим, Йерусалим
Он был великим каббалистом, чьи обширные знания привели к появлению нескольких каббалистических работ, в том числе «Друшей Олам Ха-Тоху» («Дайя») и «Хакдамос В’Шаарим» («а-Кадош»).
Рав Шломо Эльяшив (1841-1928) родился в городке Загоре (Жагаре) на самом севере Литвы. Среди его предков — царь Давид, Раши, Маараль из Праги, убитый казаками Хмельницкого великий каббалист Шимшон Острополлер, Виленский Гаон…
Известно, что Тору юноша изучал под руководством отца до 13 лет, затем 6 лет учился в Минске, в Йешиве выдающегося талмудиста Гершона-Танхума Беньямина (1812-1881). В двадцатилетнем возрасте женился на Батшеве-Эстер, дочери богатого торговца из Шауляя Д. Файна. Раву Шломо сразу предложили стать раввином наполовину еврейского города Шауляя, но он отказался, сославшись на «недостаточный уровень» — и отправился с женой в Тельшяй (Тельз). 10 лет рав Шломо учился в колеле одной из самых — поныне — известных Йешив: «Тельз».
Затем он вернулся в Шауляй и стал вести, как говорят, «затворнический образ жизни», занимаясь только Торой и отказываясь от любых официальных постов. Облачённый в талит и тфиллин, занимался в своей комнате весь день и большую часть ночи. По свидетельству рава Авраама-Ицхака Кука (1865-1935), приезжавшего в Шауляй учиться по ночам у рава по книгам рава Хаима Виталя: «прежде, чем приступить к изучению каббалы, рав Эльяшив основательно изучил Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, кодексы законоучителей разных поколений и множество книг мусара (этического учения), затем каббалистические труды Рабби Моше Кордоверо и Рабби Моше-Хаима Луцато, а потом уже — Зоар и «Сефер Йецира» (Книгу Творения) с комментариями и разъяснениями Виленского Гаона, и, наконец, он проник в таинственный сад — в сокровенный смысл писаний Аризаля».
Хафец Хаим (1838-1933) был на 3 года старше Рава Шломо. Он нередко приезжал в Шауляй и говорил: «В этом мире следует использовать каждую возможность находиться рядом с ним, ведь кто знает, сможем ли мы в мире истины даже приблизиться к тому уровню Небес, на котором будет обитать его душа? Мы все действуем в нижнем мире, рассчитывая оказать влияние на высшие миры, – он же действует прямо в высших мирах, каждая тропинка в которых ему хорошо знакома».
Этот человек не занимал официальных должностей, но к нему ездили величайшие мудрецы и главные раввины стран. Ицеле Петербургер, рав Ицхак Блазер (1837-1907), Главный раввин Петербурга, ближайший ученик Рава Салантера и один из лидеров народа, приезжал в скромную шауляйскую комнату учиться, советоваться и обмениваться мудростью…
Смыслом своей жизни рав Шломо видел только постижение и воплощение воли Творца — а иначе зачем ты послан на Землю? Он, знавший «тропинки высших миров» и при желании имевший возможность достичь на земле с их помощью многого — подобным просто не интересовался. Ему хватало того, что даёт Вс-вышний. Он, подобно предку, Виленскому Гаону, избегал использовать практическую каббалу даже в ситуациях, выглядевших критическими.
Во время Первой Мировой русские власти практиковали высылку «неблагонадёжных элементов», что в воюющей бедной стране ставило жизнь изгоняемых в опасность. «А то эти евреи сочувствуют немцам!», – что, кстати, могло бывать правдой, ведь кайзер погромы не учинял и патроном «Союза русского (немецкого) народа» не состоял;
само слово «царь» переводили как «цар», беда.
В 1915 году 75-летнего рава вместе со всей еврейской общиной Шауляя в 15 часов выслали вглубь империи, он лишь успел закопать рукописи — чудом после войны они были отысканы добровольцами из еврейской общины Риги и неведомо как переправлены автору в Россию. Богатейшая его библиотека сгорела, были там рукописи и книги уникальные — но рав хотел оставаться обычным человеком и «силы чародейства» не применял.
Бааль Лешем
В 1880 году по решению ведущих каббалистов того времени Раву Эльяшиву передали некоторые неопубликованные рукописи по каббале Рамхаля и Виленского Гаона — он подготовил их к изданию. Сам он написал много книг, в основном созданных до пятидесятилетнего возраста; впрочем, существенная часть его наследия не опубликована и поди угадай, что там ещё таится? Некоторые рукописи дедушки издал его внук, великий законоучитель Йосеф-Шалом Эльяшив. Опубликованные при жизни работы рава Шломо в дальнейшем были собраны под общим названием «Сефер лешем, шево веахлама» (Книга яхонта, агата и аметиста — по именам драгоценных камней в одном из рядов на нагруднике Первосвященника) — и его стали именовать «Бааль лешем».
И вот такой человек, обитающий словно не в нашем измерении, передаёт слова Виленского Гаона, что: «в наше время Шхина (Б-жественное Присутствие) покоится на могилах праведников» и придаёт решающее значение не каббалистическим «каванот» (намерениям и медитациям), а простой молитве, обычными словами и от всего сердца. Как высоко надо взлететь, чтобы прийти к простоте!
После Мировой войны и революций он очутился в Гомеле, затем — в Бердянске и оттуда в марте 1922 года, 81-летним сумел выбраться в Иерушалаим (по некоторым источникам, дорога заняла 2 года и до Израиля он добрался только в 1924). В столице мира у него учились многие.
27 Адара (20 марта) 1928 года его душа вернулась к источнику. Многие тысячи присутствовавших на похоронах видели над Масличной горой огромный столб света, подобный радуге и направленный с востока на запад до самого горизонта — так на небесах встречают истинных праведников, знатоков тайного учения. На могильном камне высечено:
«Наставник, подобный Б-жьему ангелу — пред ним были открыты сокровенные тайны Торы».
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
(https://evreimir.com/188239/esli-oni-lyudi/)
Инструменты доступности