Рабби Йеуда Птайя – «Минхат Йеуда»
Место захоронения: Йерусалим, haр ha-Зейтим;
Йорцайт: 27 Ава;
Хахам Йеуда Птайя, сын каббалиста Хахама Моше Йешуа Птайя, родился 2 швата 5619 (1859) года в Багдаде, Ирак. В детстве он обучался в Мидраше «Бейт Талмуд Тора», а затем в Мидраше «Бейт Залиха».
Он получил большую часть своего изучения Торы от своего учителя Хахама Йосефа Балбула.
В 1876 году, в возрасте 17 лет, Рош Йешива Хахам Абдалла Сомех попросил его встать перед всеми и возглавить молитвы. Один из присутствующих заметил, что не следует назначать на такую молитву молодого человека, у которого еще не отросла борода. В ответ Хахам Абдалла Сомех встал и покинул свое место, возложив руки на молодого Йеуду Птайя, фактически посвятив его в раввины и учителя еврейского закона.
Еще будучи молодым человеком, он решил изучать каббалу. Его отец, каббалист Хахам Моше Йешуа Птайя, знал наизусть Зоар и писания Аризаля.
В 1884 году, в возрасте 25 лет, Хахам Йеуда Птайя написал свой первый мистический труд под названием «Яин а-Реках».
Он прославился глубоким знанием заклинаний и амулетов. Он исцелял больных, используя как мистические, так и известные методы.
Хахам Йеуда Птайя молился в синагоге Ицхака Авраам и служил Рош-Йешивой Мидраша «Бейт Залиха», где в 1925 году он начал преподавать каббалистическую книгу «Эц а-Хаим» избранной группе мудрецов.
Он трижды иммигрировал в землю Израиля в течение своей жизни; в 1905, 1923 и 1933 годах, и затем окончательно поселился в Иерусалиме.
В 1937 году Хахам Йеуда Птайя заболел и был госпитализирован в иерусалимскую больницу Шаарей Цедек. Каббалист Хахам Салман Муцафи, его ученик, помолился о его выздоровлении у могилы Рахели, и ему было даровано пять дополнительных лет жизни.
Хахам Йеуда Птайя скончался 27 ава 5702 года и был похоронен на вершине кладбища общины Бавли на Елеонской горе.
Он написал много книг, некоторые из которых до сих пор находятся в рукописном виде.
Его опубликованные книги включают «Минхат Йеуда» – комментарии к Торе, Талмуду и Каббале, которые включают беседы с дибуками и обряд удаления дибуков;
«Бейт Лехем Йеуда» – комментарий к Эц Хаим;
«Яин а-Реках» – комментарий к Зоару, как к Идра Рабба, так и к Идра Зута;
«Атерет Рахель» – проповеди этики отцов наших;
«Кетер Цеддек» – о Торе;
«Ассирей а-Тиква» и «Хасдей Давид» содержат мольбы и молитвы.
Лимуд
«Ибо ноги их бегут ко злу, спешат на пролитие крови».
Это можно интерпретировать, как похвалу. Полностью праведные люди привыкли преследовать тикун в своих городах. Когда они сталкиваются с проблемным человеком, который совершает злые дела, они сами идут в дом этого человека и говорят с ним слова порицания и морали, пока не заставят сердце человека изменить свой образ жизни и не убедит его положить конец своему злу. И если этим праведникам нужно тратить деньги на это дело, то они делают это из своего кармана, а не из средств общины. Вот что подразумевается под словами «ноги бегут» – ноги праведников – «к злым» людям – к покаянию. А если требуются средства, «спешат пролить кровь» – слово кровь (дам) в данном случае означает деньги (дамим).
(https://hyomi.org.il/eng/mobile/page.asp?id=53)
Пророк Элиша – оживление Хавакука из мертвых
Еврейская психосоматика – как грехи записываются на лбу