Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 25 Сивана Йорцайт/Илула Рабан Шимон бен Гамлиэль – «Асара Харугей Мальхут»
дни
часы
минуты
секунды
Рабан Шимон бен Гамлиэль – 4-й Насси [президент] Санhедрина – прямой потомок Гиллель а-Закен. Рабби Шимон был убит первым из «Асара Харугей Мальхут» (10 праведников, казненными римлянами).
Йорцайт – 25 Сивана
Место захоронения – Kafar Kanna
Его сыном был Рав Гамлиэль Дибна. Его дочь, Има Шалом, вышла замуж за раввина Элиэзера бен Орканос, одного из величайших учеников Рабби Йоханана бен Закая.
Его имя — Шимон — совпадает с именем его деда, Шимона бен Гиллеля, а также с именем его внука, Рабби Шимона бен Гамлиэля (второго). В Торе он называется «Рабби Шимон бен Гамлиэль Старший» или « Рашбаг убитый», чтобы отличить его от внука. Однако он также фигурирует под именем «Раббан Шимон бен Гамлиэль» без добавления, и это создает иногда путаницу.
Очень немногие из учений Рабана Гамлиэля записаны от его имени; многие из них были записаны от имени школы Гилеля.
Он сказал: «Все дни мои я воспитывался среди мудрецов, и я не нашел ничего лучше для тела, чем молчание; не изучение, а практика — главное; кто многословен, тот совершает грех». (Мишна «Пиркей Авот» 1:17)
Во время празднования Симхат Бейт а-Шоава («Праздник черпания воды») в праздник Суккот Рабби Шимон бен Гамлиэль «жонглировал восемью горящими факелами, и ни один из них не падал на землю, и когда он простирался ниц, он клал палец на землю, кланялся, целовал землю и тотчас же вставал прямо». (Тосефта Суккот 4:4; Суккот 53а)
Когда произошло значительное повышение цен на некоторых птиц, которых приносили в жертву женщинам после родов, Рабби Шимон бен Гамлиэль поклялся, что не ляжет спать в ту ночь, пока цена не будет снижена. (Мисна Керитот 1:7)
У Рабби Шимона было два сына и одна дочь по имени Имма-Шалом, которая вышла замуж за раввина Элиэзера бен Оркануса (учителя Рабби Акивы). (Бава Мециа 59)
«Асара Харугей Мальхут»
Лупин, римский император, в то время изучал Тору и спросил десять великих мудрецов того времени: «Какой закон, согласно вашей Торе, для еврея, который продает другого в плен?» (имеется в виду продажа Йосефа его братьями).
«Смертная казнь», — ответили Рабби Акива и его коллеги. «Но братья Йосефа так и не были наказаны за свое преступление!» — запротестовал римлянин, а затем начал расставлять свою смертельную ловушку. «Справедливость должна быть восстановлена, и до десяти из вас не было лидеров, которые могли бы занять свои места!».
Когда Рабби Нехунья бен а-Кана услышал об этом указе, он велел своему ученику Рабби Ишмаэлю бен Элише подняться на Небеса, чтобы удостовериться, было ли это результатом небесного указа.
Рабби Йишмаэль очистился, произнес тайное имя Б-га и вознесся на Небеса.
Он спросил ангела Гавриэля об указе, и Гавриэль ответил: «Примите это на себя, праведные и возлюбленные люди, ибо я слышал за перегородкой, что это будет вашей судьбой», и Рабби Ишмаэлю было сказано, что десять мудрецов будет отдан злому ангелу Самаэлю в наказание за продажу Йосефа. Рабби Ишмаэль сообщил своим коллегам о том, что ему сказали, и они приняли небесный указ.
Рабби Ишмаэль и Рабан Шимон бен Гамлиэль были вместе заключены в темницу, и Рабби Шимон заплакал. Рабби Ишмаэль сказал ему: «Скоро ты будешь среди святых в следующем мире. Почему ты плачешь?» Рабби Шимон ответил: «Я плачу не потому, что собираюсь умереть, а потому, что меня казнят, как осквернителя Шабата, или идолопоклонника, или… убийцу».
Рабби Ишмаэль предположил, что, возможно, пока он ел или спал, пришла женщина, чтобы спросить, считается ли она нидой, и его слуги не позволили ей войти и побеспокоить его … или нищий мог постучать в дверь, пока Рабан Шимон ел, а его не пускали…
Рабби Шимон утверждал, что был крайне осторожен в этих делах. Рабби Ишмаэль предположил, что, возможно, он чувствовал гордость, когда учил… и Рабби Шимон еще раз заявил, что он
остерегался гордых мыслей после проповеди.
Когда Рабби Шимона и Рабби Ишмаэля вывели на казнь, Рабби Ишмаэль пал к ногам палача и умолял: «Я Коэн а-Гадоль, сын Коаним Гедолим; убей меня первым, чтобы я не видел смерть моего товарища».
Рабби Шимон умолял: «Я Насси, сын Насси; убей меня первым, чтобы я не увидел смерти моего товарища».
Палач бросил жребий, и жребий и он выпал на Рабби Шимона, который должен быть убит первым. Палач немедленно обезглавил Рабби Шимона.
Рабби Ишмаэль прижал голову к себе и приложил свои глаза к глазам Рабби Шимона, а его рот – ко рту Рабби Шимона.
Громким голосом он воскликнул: «О, святые уста, вы никогда не говорили ничего, кроме тайн Торы. Как можно заставить вас лизать пыль?»
Когда Рабби Акива и Рабби Йеуда бен Бава (или Бетайра) услышали о смерти Рабби Шимона и Рабби Ишмаэля, они встали, надели вретище, в трауре разорвали свои одежды и сказали: «Если бы было что-нибудь хорошее в мире, это было за заслуги Рабби Шимона и Рабби Ишмаэля. Великие несчастья постигнут мир».
Их смерть была ранее предсказана Шмуэлем а-Катаном, который предсказал перед своей смертью (до того, как Храм был разрушен): «Шимон и Ишмаэль умрут от меча, а их коллегам суждено быть убитыми …». (Сота 48)
Согласно Ари а-Кадош, Рабби Шимон был реинкарнацией одного из братьев Йосефа а-Цаддика, который продал его. Смерть Рабби Шимона была искуплением за этот грех.
Пусть зхут великого Цадика хранит Ам Исраэль!
(https://dailyzohar.com/tzadikim/31-The-Tana-Raban-Shimon-Ben-Gamliel)
Инструменты доступности