Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 24 Тишрея Йорцайт Рабби Элиягу Гутмахер – Ав Бейт Дин
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Элиягу Гутмахер – Ав Бейт Дин
Гутмахер Элиягу (1796, Борек, ныне в Польше, – 1874, Гродзиск-Велькопольски, там же), выдающийся еврейский философ, раввин, предтеча движения Ховевей Цион, один из основателей религиозного сионизма, который возник в 1840-х годах в Центральной Европе.
Йорцайт – 24 Тишрея
Место захоронения – Гродзиск, Польша
Был раввином с 1822 г. в Плещеницах (по другим сведениям в Плешене, ныне – город Плешев в Польше). С 1841 года до конца жизни – в Гродзиске-Велькопольском. Отличался большой ученостью, глубокой набожностью и склонностью к мистике. Образом жизни Гутмахер напоминал хасидского цаддика. Евреи, привлеченные слухами о его праведности, стекались к нему из разных мест в надежде на исцеление, изгнание диббука (злого духа) или просто за советом. Гутмахер тяготился навязанной ему ролью святого и тщетно пытался положить конец поклонению своей личности.
На основании Каббалы раввин Гутмахер утверждал, что необходимой частью спасения Израиля в наше время является практическая деятельность по возвращению на древнюю родину. В отличие от многих раввинов своего времени он утверждал, что “геула” (то есть мессианское освобождение) наступит лишь в результате решительных действий самого народа. Он утверждал, что необходимо “вывести землю из дремотного состояния, выкупить ее у арабов, заселить и возделывать страну, выполняя специфические заповеди, связанные с Землей Израиля; тогда земля будет давать свои плоды народу Израиля” – а через это и придет “геула”.
Гутмахер оставил много работ на талмудические и каббалистические темы, лишь часть которых была опубликована. Многие его рукописи хранятся в архивах Иерусалима.
Когда началась эпидемия холеры в Европе – Рабби Элиягу Гутмахеру было 35 лет. Он занимал свою первую раввинскую должность, возглавляя общину прусского (сегодня польского) Плешена. Когда началась эпидемия, он поспешил написать своему учителю, Рабби Акиве Эгеру, раввину Позена.
Письмо великого Рабби Акивы Эгера свему ученику Рабби Элиягу Гутмахеру во время
Эпидемии
«С божьей помощью. Понедельник, неделя, когда в синагогах читают недельную главу «Ницавим», Позен… Рабби Элиягу, главе раввинского суда еврейской общины Плешена.
Я получил ваше письмо. Что касается молитвы в синагоге, по моему мнению, действительно не стоит собираться в тесном помещении. Однако можно молиться небольшими группами… не больше 15 человек, начиная с первыми лучами солнца, и так же поступать и днем. После утренней и вечерней молитвы читайте несколько псалмов по вашему выбору, а затем покаянные молитвы. Затем помяните в молитвах его величество [короля Пруссии], его потомков, и всех живущих в этой стране. Следите, чтобы [на молитву] собиралось не больше упомянутого количество – возможно, поставив для этого стражника.
Остерегайтесь простуды. Каждый должен обмотать чресла фланелью. Не ешьте плохих продуктов, особенно солений. Ограничьте употребление фруктов, рыбы и пива. Не объедайтесь. Лучше есть понемногу, но часто. Следите за чистотой, не оставляйте в доме мусор и помои. Несколько раз в неделю переодевайтесь в чистое, только что постиранное платье. Не волнуйтесь и старайтесь не нервничать. Не гуляйте по городским улицам по ночам. Днем, когда светит солнце, хорошо прогуляться за городом, чтобы подышать свежим воздухом. Открывайте по утрам окна, чтобы проветрить комнаты. Не выходите из дома на пустой желудок; на пустой желудок следует пожевать немного горчичных зерен или дубовой коры. По утрам мойте водой лицо и руки. По несколько раз обрызгивайте комнаты хорошим, крепким уксусом с розовой водой».
Рабби Гутмахер был не только городским раввином и религиозным авторитетом, но и активно поддерживал евреев святой земли: собирал для них средства, помогал различным проектам и институтам… Поэтому неудивительно, что когда в Суккот 1865 года в Иерусалиме вспыхнула холера, Рабби Меир Ауэрбах, главный ашкеназский раввин города, написал р. Гутмахеру письмо с подробностями об эпидемии Иерусалиме. Он так же сообщил о смерти рабби Нахума-Леви из Шадека, известного иерусалимского знатока Торы, поблагодарил за недавнее пожертвование иерусалимскому польскому землячеству, и непрямо попросил еще денег. Расписка, посланная р. Ауэрбахом р Гутмахеру год спустя, свидетельствует, что последний и дальше помогал польскому землячеству.
В 1874 году, вскоре после смерти р. Гутмахера, вышел в свет небольшой сборник молитв, практических рекомендаций и заклинаний против эпидемий. Большую часть книги составлял рассказ о воскурение благовоний в Иерусалимском Храме. Согласно Тора, первосвященник Аарон воскурил благовония, чтобы защитить евреев от мора:
“И взял Аарон, как говорил Моше, и побежал в среду общества, и вот, начался мор в народе; а он положил курение и искупил народ. И стал он между мертвыми и живыми, и прекратился мор”. (Бемидбар, 17:12-13)
Согласно Талмуду, «анти-эпидемические» свойства благовоний являются тайной, которую Ангел Смерти поведал Моше на горе Синай, куда тот взошел, чтобы получить Тору:
Каждый ангел сделался другом Моше и вручил ему дар… И даже ангел смерти дал ему нечто. Ибо сказано: «Положил смесь для воскурения [на совок] и искупил народ. И встал между мертвыми и живыми, и прекратился мор». (https://ja-tora.com/wp…/uploads/2020/05/AkivaEger2.jpg)
Сгула для спасения
У Рава Элиягу был сын – Рабби Цви Гутмахер, автор «Кейн Мефорешет» и «Нахлат Цви». Кабалист и чудотворец, Раби Элиягу из Гродзеска (Грайдица) принимал тысячу евреев, которые шли к нему за благословениями и исцелением от болезней.
Пережив своего сына, Рав Элияу издает его труд «Кейн Мефорешет» со следующими словами в предисловии, что и стало источником сгулы для Рабанит Каневской: «Когда кто-то особенно нуждается в спасении и помощи Вс-вышнего, он должен изучать Мишну «Киним» с комментариями Раби Овадьи Бартенуры, Тосафот Йом Тов и моего сына. Затем нужно произнести особую молитву (текст после Мишнайот). Затем нужно обратить ко Вс-вышнему свою просьбу, и надежду на то, что будет дан ответ на вашу молитву. Если не будет получен ответ сразу, то нужно повторять это три дня подряд – 1 раз в день».
В книге «Суккат Шалем» (стр. 107) написано: «И мы слышали от известных семей, что они выполняли эту сгулу и не нуждались во врачах».
Общеизвестно, что Рав Хаим Каневский неоднократно рекомендовал ее тем, кто обращался к нему и нуждался в спасении. Эта сгула принесла спасение многим людям. Рабанит Каневская также велела одиноким девушкам просить членов своих семей учить эти мишнайот и молиться за них. И когда сама чувствовала себя не важно – просила членов своей семьи учить для неё Масехет Кинним.
Сгула Рабби Элиягу Гутмахера – для Коль Йешуот:
https://silatehilim.com/мишнайот-киним-сгула-для-спасения-от-р/
(https://dailyzohar.com/tzadikim/1266-Rabbi-Eliyahu-Gutmacher)
Инструменты доступности