Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 22 Нисана Йорцайт Рабби Ицхак Калиш из Ворки – Воркер Ребе
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Ицхак Исроэль бен Шимон Калиш из Ворки – Воркер Ребе (1779-1848)
Йорцайт – 22 Нисана
Место захоронения – Ворки
Рабби Ицхак Калиш был представлен миру хасидизма своим отцом, Рабби Шимоном Калишом. В раннем возрасте он стал преданным хасидом таких великих Ребе, как Хозе из Люблина, Рава Давида из Лелова и Рава Симха Бунима из Пшисхи. После смерти последнего он выбрал Коцкер Ребе своим наставником, став ближайшим другом и учеником Коцкера вместе с Равом Ицхаком Меиром из Гур и Равом Ханохом из Александра.
Отличительной чертой характера Воркер Ребе были его мягкость и прямота, а также его страстный аhават Исраэль, любовь к каждому еврею, независимо от его положения или репутации. Щедрый дух и огромное знание Торы Воркер Ребе сделали его одним из самых уважаемых Ребе польских евреев, и он был избран официальным лидером и представителем всех его групп.
Всякий раз, собираясь кому-либо продемонстрировать свое недовольство сложившимися обстоятельствами («гнев»), облачался в специальные одежды.
В 1846 году он обратился к сэру Мозесу Монтефиоре из Англии, с просьбой ходатайствовать перед высшими должностными лицами царского правительства, правившего восточной Польшей после ее третьего раздела в 1795 году, чтобы добиться отмены антиеврейского указа.
Известно, что среди учеников Воркер Ребе было 114 ведущих хасидских ребе.
Все его мысли о Торе и истории о его жизни собраны в книге под названием «Оhель-Ицхак». Нынешние Ребе из Амшинова Йерусалима и Бруклина — потомки Рава Ицхака из Ворки — построили процветающие хасидские центры и Йешивы, где увековечили дух хасидизма Ворка.
Лимуд
– «И священник нечист до вечера» (Бамидбар 19:7).
Рабби Ицхак из Ворки объяснял, что сущность Красной Телицы (т. е. вся процедура очищения духовной нечисты) есть вся концепция заповеди «Возлюби ближнего твоего». Его внук, Рав Мендель из Ворки, объяснил, что это произошло потому, что священник, который сам участвовал в процессе очищения, стал нечистым в результате того же процесса, который очистил пришедшего к нему человека. Отказаться от чего-то самому, чтобы помочь другому, — это наивысшая любовь к ближнему. Когда человек по-настоящему любит другого, он испытывает удовольствие от всех жертв, принесенных ради него.
Одиночество
Одиночество полезно для души; на самом деле, это хорошо для всего. Но ключ к одиночеству — быть одному, но в то же время в компании других. Те, кто совершенно одинок и молчалив, не могут утверждать, что они победили свой аппетит к речи. (Рабби Ицхак из Ворки)
Сипурей Цадиким – Работа над собой
В молодые годы Рабби Ицхак из Ворки был богатым человеком. Он имел обыкновение периодически ездить к Хозе из Люблина. Во время одного из таких визитов Хозе сказал: «Если бы предоставилась разумная возможность устроиться на работу частным учителем, было бы неплохо ею воспользоваться».
Рабби Ицхак был уверен, что Хозе заблуждался и на самом деле имел в виду кого-то другого: зачем такому состоятельному человеку, как он, интересоваться скудным жалованьем наставника? Из уважения, конечно, он оставил свои мысли при себе и, попрощавшись, вышел из кабинета Ребе.
Через несколько минут крестьянин из-под Терниграда зашел к Хозе из Люблина и горько заплакал. Его сыновья росли грубыми, потому что им не хватало хорошего школьного учителя. Он был готов платить сколько угодно, лишь бы у его мальчиков был добросовестный учитель.
«Если вы можете заплатить сорок золотых рублей, — сказал Хозе, — то я предлагаю вам нанять того молодого человека, который только что вышел из этой комнаты, и ваши сыновья, даст Бог, будут хорошо учиться».
Крестьянин вышел, нашел Рава Ицхака и сказал ему, что он согласен заплатить сумму, оговоренную Ребе, при условии, что он тотчас же отправится с ним обратно. Теперь Рабби Ицхак был убежден, что Ребе действительно имел в виду его. Чего он так и не понял, так это почему Провидец задумал сделать из него школьного учителя.
Тем не менее он без раздумий принял приказ Ребе. Перед отъездом из Люблина он успел написать жене, объяснив, почему до сих пор не возвращается домой. Через несколько дней он получил ее ответ: «ты поступил мудро, приняв это скромное назначение, потому что французы (которые тогда воевали с Россией), прошли через город и разграбили все наше имущество».
Теперь Рабби Ицхак начал обучать Торе сыновей крестьянина. Однако они не были сообразительны и не понимали ни слова. Сильно раздосадованный, он отправился в Люблин и рассказал Хозе о своих трудностях.
«Молитесь за них», — посоветовал Хозе. Он так и сделал, и с тех пор видел прогресс в этой работе.
Так вот, в селе был обычный миньян, ровно из десяти человек, и однажды случилось так, что один из мужчин отказался присоединиться к другим в молитве из-за обиды, которую имел на одного из них. Один из других жителей деревни процитировал благословение патриарха Яакова своему сыну Иссахару: «В Торе сказано: «Он увидел, что покой хорош… и преклонил плечо свое, чтобы нести» [Берешит 49:15], и прокомментировал: «Это предполагает, что если человек понимает, что спокойствие есть благо, то он готов терпеть все, потому что, кто все превратности жизни переносит с невозмутимостью и никогда не сердится на другого, тот имеет покой».
Когда период его работы подошел к концу, сельский житель попросил его остаться. Рабби Ицхак сказал: «Поскольку я пришел сюда только по приказу моего Ребе, я должен попросить его продолжать здесь».
Однажды в Люблине его ребе сказал ему, что ему больше не нужно быть учителем. Хозе добавил: «Скажи мне, ты, может быть, слышал в деревне какое-нибудь цитируемое понимание Торы?»
Не получив ответа, хозэ снова спросил: «Неужели за полгода там ты ничего не слышал?»
Затем рабби Ицхак вспомнил замечание крестьянина о терпении и мире. Он повторил это Ребе, который сказал: «Если так, то ты многое услышал».
Когда по прошествии многих лет Рабби Ицхак стал известным Ребе, он рассказал об этом случае и заключил: «Вскоре после того, как это произошло, я снова разбогател и раздал стипендию, которую зарабатывал в качестве наставника. Это высказывание сельскиого жителя о мире и терпении – я все еще работаю над этим сегодня».
Пусть Зут Цадика хранит Ам Исраэль!
https://dailyzohar.com/tzadikim/201-Rabbi-Yitzchak-Kalish-of-Vorki
Инструменты доступности