Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 19 Ияра Йорцайт Рабби Эзра Атия – Рош Йешива «Порат Йосеф»
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Эзра бен Ицхак Аттия (1885 – 1970) был одним из величайших учителей Торы в сефардском еврейском мире в 20 веке.
Йорцайт – 19 Ияра
Место захоронения – Ар а-Менухот, Йерусалим
Рабби Эзра Аттия был Рош-Йешива «Порат Йосеф» в Йерусалиме в течение 45 лет, воспитывая тысячи студентов, которые вместе со своими учениками составляют сегодня основную часть сефардского руководства Торы. Среди самых известных учеников Рабби Аттии — Ришон ле-Цион – Рав Овадья Йосеф, Ришон ле-Цион – Рав Мордехай Элияу, Рав Бен-Цион Абба Шауль и Рав Ицхак Кадури.
Рабби Эзра Аттия родился в 31 Ту бишват 1885 года в Алеппо, Сирия, которая тогда была частью Османской империи. Его родители Ицхак и Лия потеряли нескольких детей-младенцев, и перед его рождением они отправились на могилу пророка Эзры, чтобы помолиться, что, если ребенок, которого они ждут, будет мальчиком, они назовут его Эзрой и, что сделают все, чтобы он посвятил свою жизнь Торе.
Его отец, уважаемый алеппский меламед (учитель), был прямым потомком раввина Шем Това Аттия, ученика раввина Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха.
Когда Рабби Эзре было 16 лет, его семья иммигрировала в Старый город Йерусалима, куда иммигрировало большое количество раввинов из Алеппо. Вскоре после этого умер его отец, оставив обедневшую вдову и двоих сирот. Пока его мать нанималась домработницей в дома богатых людей, юный Эзра занимался изучением Торы.
Он учился, молился и спал на скамейке в небольшом Бет-Мидраше в районе Бухарим Нового города под названием «Шошаним Ле-Давид», штудируя огромные объемы Талмуда с комментариями и поским (алахическими решениями).
Страдая от безденежья, он поддерживал себя вечерней трапезой из сухой лаваша, приправленной солью. В преклонном возрасте он говорил своим ученикам: «Когда я был молод, я изучал Тору, преодолевая трудности. Когда нам везло, у нас с матерью была целая пита, разделенная пополам, но голод меня нисколько не беспокоил».
В 1907 году Рав Эзра Харари-Рафуль, еще один иммигрант из Алеппо, основал Йешиват «Охель Моед» в Йерусалиме. Аттию попросили присоединиться к его сотрудникам вместе с выдающимися сефардскими раввинами Йосефом Йедидом а-Леви, главой сефардского Бейт-Дина (раввинского суда) Йерусалима, Шломо Ланиадо и Авраамом Хаимом Адесом.
В 1909 году Аттия женился на Болиссе Салем, дочери раввина Авраама Салема, каббалиста. В 1911 году у них родился первый сын, но умер в младенчестве.
В начале Первой мировой войны в турецкой армии была проведена всеобщая мобилизация, и всех трудоспособных мужчин хватали с улиц. Брат Эзры – Элияу – умер от пневмонии в турецкой армии.
Двое ведущих сефардских мудрецов Йерусалима, Рав Хаим Шауль Двек а-Коэн и Рав Авраам Адес, тайно переправили Эзру в Египет по поддельному российскому паспорту, для которого в то время не требовалась фотография.
Аттия поселился в Каире. Сначала он пытался заняться бизнесом, но быстро потерял большую часть своих денег. Затем он встретил Ниссима Нахума, богатого беженца, знавшего его по Йерусалиму. При поддержке Нахума, Аттия открыл Йешиву под названием «Аава ве-Аава» в подвале каирского раввината. Под его руководством Йешива выросла до 100 студентов, привлекая многих людей из светского происхождения. Аттия также давал уроки рабочим и был даяном в Каирском Бейт-Дине. После окончания Первой мировой войны к нему присоединилась жена. Они и двое их детей вернулись в Йерусалим в 1922 году.
В Йерусалиме Рабби Эзра Аттия вернулся на свою должность преподавателя в Йешиве «Охель Моэд». Он также учился в частном порядке у раввина Хаима Шауля Двека и раввина Соломона Элиезера Альфандари. Когда в 1923 году открылась Йешива «Порат Йосеф», «Охель Моед» был объединен с новой Йешивой, а Аттия был назначен Машгиахом рухани. После внезапной смерти Рош-Йешивы Рабби Шломо Ланиадо в 1925 году, Рабби Эзра Аттия был назначен его преемником. Он служил Рош-Йешивой 45 лет.
Его пребывание на посту Рош-Йешивы было отмечено политическими потрясениями. Когда арабские беспорядки 1929 года перекрыли доступ к зданию Йешивы в Старом городе, Аттия перенес занятия в несколько синагог в Новом городе и назначил там студентов старших курсов, в то время, как он лично контролировал каждое место. Такая ситуация продолжалась восемь лет.
Во время арабо-израильской войны 1948 года Йешива снова эвакуировалась в синагоги в районах Катамон, Геула и Бухарим. Однако на этот раз главное здание Йешивы в Старом городе было сожжено иорданскими войсками дотла, а вместе с ним были сожжены тысячи неопубликованных сочинений Аттии. Он отказался их переписывать, считая, что они не предназначены для публикации.
В середине 1950-х годов Йешива «Пората Йосеф» и община Геррер совместно приобрели участок земли в районе Геула, где рядом были построены Йешива и Мидраш Гербейс. Первоначальный кампус Йешивы в Старом городе был перестроен и вновь открыт в 1970-х годах.
Одним из величайших достижений Аттии было изменение взглядов на образование Йешивы в сефардском мире. До этого времени обучение после достижения бар-мицвы было доступно только одаренным ученикам из сефардских семей; большинство сефардских мальчиков шли на работу, чтобы поддержать свои семьи.
Рав Эзра Аттия делал все, что мог, чтобы мальчики могли продолжать обучение в подростковом возрасте, неоднократно предлагая взять на себя расходы на их образование. В одном случае бедный мальчик из Ирака подал заявление о приеме в Йешиву, но не смог оплатить необходимое обучение. Рав Аттия пошел к раввину Бен-Циону Хазану, основателю и секретарю Йешивы, и предложил уменьшить свою зарплату, чтобы разместить мальчика. Затем раввин Хазан предложил снизить и себе зарплату. Тот мальчик впоследствии стал уважаемым Талмид Хахамом.
Рав Аттия также сыграл важную роль в удержании молодого Овадьи Йосефа в мире Торы. В какой-то момент перспективный молодой учёный внезапно на несколько дней перестал приходить в Йешиву. Аттия посетил его дом и был потрясен бедностью, которую он там увидел. Отец Овадьи объяснил, что у него есть небольшой продуктовый магазин и ему нужно, чтобы сын работал на него. Попытки Аттии убедить отца в важности изучения Торы остались без внимания. На следующее утро, когда отец вошел в свой магазин, он обнаружил там стоящего Аттию в рабочем фартуке. Рош-Йешива объяснил, что он пришел в магазин рано утром, когда его открывал Овадья. Он сказал мальчику, что нашел замену, которая будет работать бесплатно, и отправил его обратно в Йешиву. «Вы сказали, что вам нужен кто-то, кто поможет, и что вы не можете позволить себе заплатить. Я и есть этот кто-то. Обучение вашего сына важнее моего времени!» В конце концов отец уступил и позволил сыну продолжить обучение.
Рав Аттия лично занимался каждым студентом своей Йешивы. Он проверял младших мальчиков каждые два-три месяца, давал ежедневный шиур старшим мальчикам, вечерний шиур преподавал женатым студентам колеля и читал еженедельную лекцию по мусару (этике) — часто продолжительностью до двух часов — для всей Йешивы.
Он также разработал уникальный сефардский подход к Торе и Мусару. Он всегда носил с собой копию «Ховот а-Левавот» («Обязанности сердца») и настоятельно советовал своим ученикам делать то же самое. Он поручил каждому классу в Йешиве начинать каждый день с короткого урока мусара.
Его очень уважали такие лидеры Торы, как раввин Цви Песах Франк и Хазон Иш.
Посетив его, Хазон Иш высказал мнение: «Рош-Йешива обладает способностью рассуждать, как один из ришоним». Он обладал энциклопедическими знаниями по всем разделам Торы. Один из его ведущих учеников, Рав Овадья Йосеф, на похоронах Аттии показал, что его учитель знал наизусть весь « Хошен Мишпат» (раздел Шулхан Аруха, посвященный денежным законам).
Рав Аттия также служил Даяном (раввинским судьей) в сефардском Бейт-Дине Йерусалима.
Рав Аттия выполнил свою цель – подготовить сефардских ученых Торы, которые могли бы построить сефардские общины в целом. За время своего пребывания в должности он обучил тысячи студентов, в том числе многих будущих лидеров сефардского еврейства в Израиле, США, Европе, Южной Африке и Южной Америке. В число этих студентов входили: Рав Овадья Йосеф и Рав Мордехай Элияу, будущие главные сефардские раввины Израиля; Рав Ицхак Кадури, известный каббалист; раввин Иеуда Цадка, сменивший его на посту Рош-Йешивы «Пората Йосеф»; Раввин Бен-Цион Абба Шауль; Раввин Барух Бен Хаим, ставший лидером сирийской еврейской общины в Бруклине, Нью-Йорк; Раввин Элияу Бен Хаим, раввин общины Мешади в Грейт-Нек, штат Нью-Йорк; и раввин Сион Леви, будущий главный раввин Панамы.
Преклонный возраст и слабость вынудили Рава Аттию отказаться от большей части своих обязанностей в Йешиве. Однако он продолжал давать советы и консультации всем, кто в нем нуждался. Таким образом, он продолжал воспитывать сефардских лидеров Торы, которых он обучил и отправил в общины по всему миру.
В 1969 году он серьезно заболел. Он умер в Йерусалиме утром 25 мая 1970 года (19 ияра 5730 года) и был похоронен на горе Ар-а-Менухот.
На посту Рош-Йешивы его сменил раввин Иеуда Цадка, который учился у него с 14 лет.
Пусть зхут Рава Эзры Аттии хранит Ам Исраэль!
https://dailyzohar.com/tzadikim/1244-Rabbi-Ezra-Attiya
Сипурим Цадиким
Гнездо на голове
Рав Эзра Аттия, будучи главой важнейшей сефардской Йешивы «Порат Йосеф» — не забывал и о своих соседях. Он ежедневно после утренней молитвы преподавал им лист Талмуда.
Однажды у него на уроке произошел чудесный случай, усиливший во многих простых евреях интерес к Торе и укрепивший их веру в истинность каждого высказывания Учителей.
Изучая трактат Хуллин, Рав Эзра дошел до 139-го листа, где разбирается заповедь «шилуах hа-кен» (запрет забирать из гнезда птицу, высиживающую яйца).
Эта заповедь Торы сформулирована в нашей недельной главе. И мы читаем: «Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на яйцах — не бери мать вместе с детьми. Отпусти мать, а детей возьми себе, чтобы было тебе хорошо, и продлились дни твои» (Дварим, гл. 22, ст. 6-7).
В этом фрагменте говорится о птичьем гнезде, найденном путником на земле или на дереве. А если гнездо, — задаются вопросом Учителя, — находится на голове человека — что об этом говорит закон?
— Гнездо на человеческой голове? — выразил вслух свое удивление один из слушателей урока рава Аттии. — Да, где такое видано!? Неужели в Талмуде рассматриваются гипотетические проблемы, совершенно оторванные от реальности?!
— Слова Учителей Талмуда — кодеш кадашим (святая святых), — парировал рав Эзра, и мы не вправе подвергать их сомнению.
Но Хаим (так звали несогласного слушателя) продолжал спорить, повышая голос. Его лоб покраснел, ноздри раздувались, и никакие аргументы и увещевания Рава уже не могли его остановить.
В какой-то момент Рав Эзра почувствовал, что разговаривает со стенкой. Дискуссия теряла всякий смысл. Тогда Рав прекратил реагировать на язвительные выпады оппонента, прикрыл глаза и всем сердцем обратился к Вс-вышнему.
— Творец мира! Единственное, о чем молю Тебя, чтобы этому заблуждающемуся не удалось посеять сомнения в остальных моих учениках, чтобы его неосторожные слова не задели чести Учителей Талмуда и не подорвали веру в их слова!
Вдруг распахнулась дверь, и в помещение вошел Дани. Дани раньше регулярно посещал молитвы и уроки Рава, но вот уже почти полгода его не было видно. Наверное, переехал в другой район, — думал Рав.
— Дани, проходи, садись! Где ты пропадал все это время?
— Меня отправили в длительную командировку в Индию, страну, полную диковин и загадок. Там йоги занимаются медитацией, и, как вы понимаете — не простой, а самой трансцендентной!
Такой йог усядется в лотос и часами, будто бы окаменел — его ничто с места не сдвинет. Да, что там часами — днями напролет! Я видел одного, у него птица на голове свила гнездо, а он даже не пошевелился. Там уже птенцы вылупились, а он все так и сидит с гнездом на голове. Я даже начал думать, можно ли заповедь «шилуах hа-кен» выполнить? Но в последний момент засомневался. А что на это скажет Рав?
— Что Рав скажет? — живо откликнулся Рав Аттия. — Рав скажет, что Моше — истина, и Тора его — истинна и справедлива!
И все присутствующие в один голос произнесли: «Моше— истина, и Тора его — истинна – истина, и Тора его — истинна!».
(на основе комментария Рава Эзры Атии – http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv1.php?zik=18&ned=33&glav=ki_teze)
Инструменты доступности