Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 19 Тевет Йорцайт Авраам Шмуэль Беньямин Софер – «Ктав Софер»
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Авраам Шмуэль Беньямин Софер – сын великого Хатам Софера и внук великого Рабби Акивы Эйгера, позже стал и сам духовным лидером евреев Венгрии и Словакии.
Йорцайт – 19 Тевета
Место захоронения – Židovská náboženská obec, Kozia, Bratislava, Словакия
Рабби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер – сын великого Хатам Софера и внук великого Рабби Акивы Эйгера, позже стал и сам духовным лидером евреев Венгрии и Словакии.
В 6 лет Шмуэль-Биньямин тяжело заболел (тогда ему добавили имя — Авраам). Через несколько месяцев болезнь обострилась, и все врачи предсказывали смертельный исход. Были вызваны члены похоронного братства, которые установили свечи вокруг головы ребенка и в скорби ждали конца. И когда уже не оставалось никакой надежды, отец ребенка отвернулся к стене и обратился к Б-гу с молитвой, захватившей все его существо. Внезапно ребенок вышел из коматозного состояния и начал молиться вместе с отцом. Когда служащие хевры кадиши собирали свои свечи и другие ставшие ненужными принадлежности, Хатам Софер признался своим ученикам: «Я вымолил для него йовель — еще 50 лет жизни». (Хут а-мешулаш)
Авраам-Шмуэль-Биньямин изучал Тору под руководством отца. В 14 лет он начал писать хидушим. Никто в доме не знал, что он учился каждую ночь — вечером юноша ложился в кровать и ждал, пока отец пойдет спать, а затем вставал и учился до рассвета. В 17 лет он уже вел алахическую переписку с ведущими законоучителями Европы, и к нему обращались за решением спорных вопросов.
В 18 лет он женился на Хаве-Лее Вайс, дочери состоятельного коммерсанта из галицийского города Горлица, который, согласно свадебному договору, содержал молодую семью в течение последующих шести лет. Все эти годы молодые жили в Пресбурге, рядом с Хатам Софером.
В 22 года он завершил свою первую книгу, названную «Ктав Софер» (Почерк писца), — аналитические заметки к талмудическому трактату Гитин.
После смерти отца, д25-летний сын заменил его во главе общины Прессбурга и городской ешивы, в которой обучалось более 500 юношей.
На протяжении 30 лет Рабби Авраам-Шмуэль-Биньямин был одним из высших алахаческих авторитетов для евреев Австро-Венгрии — его многочисленные респонсы объединены в сборник «Шеэлот ве-Тшувот Ктав Софер» (Вопросы и ответы Ктав Софер).
В первый день месяца адар один из ближайших учеников, зайдя в комнату Рабби Авраама-Шмуэля-Биньямина, который был тогда уже общепризнанным духовным лидером поколения, застал его в слезах. «Раби! Что случилось?! Почему Вы плачете?» — в растерянности спросил ученик. «Мне сегодня исполнилось 54 года, — пояснил мудрец, — и я спрашиваю себя, на что я потратил все эти годы, нависающие над моей головой, подобно стене. Сколько драгоценных мгновений я потратил напрасно?! Я вижу, что до сих пор не обладаю ни познаниями в Торе, ни мудростью, ни праведностью, — и как я могу не плакать о впустую растраченных днях, которые уже не вернуть?!» (Маасей авотейну, Ваешев).
Р. Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер — Ктав Софер — умер в Прессбурге 19 тевета 5632 /1871/ года, в возрасте пятидесяти шести лет.
Половина шекеля
В доме уважаемого члена общины была свадьба, и на ней присутствовали все величайшие раввины Венгрии. Все радовались и танцевали, выполняя заповедь веселить жениха и невесту. Во время трапезы, когда все были особенно радостны, Рабби Авраам Шмуэль Биньямин встал и попросил тишины. Он обратился к присутствующим: «Уважаемые! В честь радостного события и в честь хозяев дома я привез показать вам очень редкую и ценную вещь». Он вынул из кармана монету, поднял, чтобы все видели, и сказал: «Вы видите перед собой настоящую половину шекеля со времен Второго Храма. В честь сегодняшнего события я передам монету, чтобы все могли ее рассмотреть». Монета передавалась от одного к другому, и каждый ее рассматривал и удивлялся. Через некоторое время Рабби Авраам Шмуэль Биньямин попросил вернуть ему монету, но она пропала. Все пытались вспомнить, кто видел ее последним, но монета так и не нашлась. Тогда кто-то сказал, что раз монета не вернулась к хозяину, значит, кто-то положил ее себе в карман. Хозяин дома встал и велел запереть двери. Затем он обратился к присутствующим: «Уважаемые! Это неприятно, но придется каждому, от мала до велика, опорожнить свои карманы и выложить всё, что в них, на стол перед собой». Все собрались так и поступить, когда встал великий мудрец Маари Асад и попросил подождать полчаса и не проводить обыск немедленно. Его просьба была принята, и трапеза была продолжена.
Через полчаса монета всё еще не была найдена, и Маари Асад попросил новую отсрочку еще на четверть часа. Люди начали перешептываться, так как никто не понимал, зачем такому Раву понадобилась эта отсрочка. Тем не менее его просьба была удовлетворена. Сам Маари Асад тихо молился, чтобы монета была найдена. И действительно, в это время вошел один из официантов и принес монету, которую нашел в мусоре. Видимо, когда монету передавали, она упала на стол, а затем официанты очистили его, и монета по ошибке попала в мусорное ведро. Теперь все взоры устремились к Маари Асаду, чтобы тот объяснил свое поведение. Тогда Рав Асад встал и вынул из кармана точно такую же монету, которую показывал всем Рабби Авраам Шмуэль Биньямин Софер. Он сказал: «Смотрите, если бы сразу провели обыск карманов, то у меня нашли бы такую же монету. Тогда вы стали бы подозревать, что я ее украл, и никто не поверил бы, что и у меня есть точно такая же редкая монета. Поэтому я просил подождать, а в это время молился Вс-вышнему, чтобы уберег меня от позора, и чтобы монета нашлась, и не осквернилось бы Его Имя. Слава Б-гу, который принял мою молитву, монета действительно нашлась!»
(По книге «Ветвь древа отцов», комментарии Рав Овадья Йосефа на «Пиркей Авот»)
Инструменты доступности