Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 17 Тевета Йорцайт Рабби Яаков Кранц – Магид из Дубно
Рабби Яаков бар Зеев Кранц (1741-1804 гг.) известный, как Магид из Дубно, родился в местечке Гжетл (Дятлово – под Гродно).
Йорцайт – 17 Тевета
Место захоронения – Замосцье, Польша
Родителями Рабби Яакова были судья раввинского суда Гжетла – Рав Зеев Вульф и рабанит Гинда – дочь раввина города Кобрин. Магид обладал исключительными способностями, которые проявлялись в нем с самого детства. Он был усидчив в учебе и все свое время посвящал изучению Торы и, в первую очередь, Талмуда, ришоним (первых комментаторов) и ахароним (поздних законоучителей).
В 18 лет он впервые посетил Вильну и был восхищен глубочайшей мудростью раввинов этого города, который не случайно получил название «Литовский Иерусалим». Там он встретился с Виленским Гаоном, которому представил несколько своих открытий в Торе (хидушим), совершенных им при изучении Танаха, Талмуда и Мидраша. Гаон высоко оценил предложенный юным гостем путь и с того времени между ними установились особо близкие отношения.
С 18-ти лет и до конца своих дней, он всегда вставал в полночь, шел в бейт мидраш (дом учения) и там, сидя на полу и, разувшись, как в день 9 Ава, читал «Тикун хацот» – полуночную молитву, в которой оплакивал разрушение Храма. Перед рассветом он окунался в чистые воды миквы и так поступал на протяжении всего года и даже в студеные зимние дни. Завершив утреннюю молитву, Рав Яаков оставался облаченным в талит и тфилин в течение всего дня по обычаю Виленского Гаона. Вскоре после посещения Вильно Рав Яаков женился и поселился в Межериче (Украина), где проживала семья его тестя. Занимаясь в бейт мидраш, он давал уроки алахи для наиболее одаренных юношей, а по праздникам и Шабатам выступал перед всей общиной со своими толкованиями Торы и притчами.
Основным трудом жизни Рабби Яакова – был сефер «Мишлей Яаков» – книга Притч. Ведь – это известный жанр Торы, любимый пророками и еврейскими мудрецами, которые находили кратчайшую дорогу к сердцам самых разных людей.
Притча 29
Написано в Мидраше (Берешит Раба 59:12): Сказал рав Уна: «Когда человек отправляется жениться и слышит голос лающих собак, он прислушивается к их разговору».
И слова его не ясны. И, возможно, он хотел сказать следующее: Обычно, люди, которые находятся в пути, останавливаются на ночлег у честных людей. Но тот, кто едет с целью жениться, хочет узнать все, что можно о будущей жене – о ее характере и о скрытых недостатках. Поэтому он предпочтет остановиться у сплетников, которые обсуждают всех и вся, где он сможет узнать все интересующие его подробности в то время, как честные люди не станут говорить ничего плохого о других.
И это то, что хотели сказать мудрецы: «Когда человек отправляется жениться и слышит лай собак…» – они хотели объяснить, почему Элиэзер остановился у колодца за городом, а не отправился на постоялый двор. Причина в том, что у колодца обычно собирались не особо достойные люди, в основном водоносы и пастухи. А «лающие собаки» – это образное название сплетников. Он хотел послушать местные сплетни.
(По «Книга Мишлей Яаков» изд-во Бейт Сфаради)
Инструменты доступности