Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 20 Хешвана: главы 97-103
  • 00

    дни

  • 00

    часы

  • 00

    минуты

  • 00

    секунды

Рабби Хаим бар Моше Ибн Атар – Ор а-Хаим а-Кадош (1696—1743/ гг.)

 

Йорцайт – 15 Тамуза 

Место захоронения – Ар а-Зейтим

 

Ор а-Хаим а-Кадош – один из 4-х Цадиким, которые в последних поколениях удостоились того, что к их имени добавляют слово «а-кадош» – святой:

это Ари а-кадош – Рабби Ицхак Лурия Ашкенази, святой Аризаль,

Альшейх а-кадошРабби Моше Альшейх, автор «Торат Моше»,

Шла а-кадош, автор книги «Шней Лухот Абрит» – Рабби Ишайя Горовиц, и сам Ор а-Хаим а-Кадош, название главной книги которого «Ор а-Хаим» – «Свет жизни» – заменило его настоящее имя.

1740 год принес добрую весть еврейскому поселению в Тверии. В то время османские власти пригласили известного каббалиста раввина Хаима Абулафию, раввина Измира, приехать в Эрец-Исраэль и восстановить Тверию, которая некоторое время находилась в запустении. Османские власти хотели восстановить город по экономическим причинам, но евреи сочли миссию Абулафии признаком приближающегося осуществления их мессианских надежд.
Раввин Хаим Абулафия восстановил Йешиву в Тверии, вдохнув новую жизнь в этот город, который был ярким центром еврейской жизни в периоды Второго Храма и Талмуда.

В 1742 году Рабби Хаим Абулафия встретился с Рабби Хаимом бен Атаром (Ор а-Хаим), который только что приехал в Израиль. Ор а-Хаим был гостем Рабби Абулафии 9 дней. Рабби Абулафия умолял его остаться в Тверии, но Рабби Хаим бен Атар отказался.

Одним из его учеников был Рабби Хаим Йосеф Давид Азулай, который писал о величии своего учителя: «Сердце Атара билось Талмудом; он вырывал горы с корнем, как непреодолимый поток; его святость была святостью ангела Господня».

Рабби Хаим учился у своего деда, чье имя он носил. (Сфардские евреи часто называют своих детей в честь живых родителей или бабушек и дедушек.) Еще будучи молодым человеком, он прославился, как великий талмудист и каббалист. Он вел очень праведную жизнь, и его называли «а-Кадош» («святой человек»). Он написал несколько важных работ, наиболее известными из которых являются его комментарии к Хумашу, которые часто печатаются вместе с Раши, Рамбаном и другими известными комментариями.

Ближе к последним годам своей короткой жизни (он прожил всего 47 лет) он решил отправиться в Святую Землю. В пути он провел несколько лет в Ливорно, Венеции (в Италии) и в Дамаске. Он прибыл в Йерусалим в 1742 году с группой из 30 последователей. Однако в следующем году он скончался (15 таммуза). Где бы он ни жил, он основывал Йешиву и синагогу, носившие его имя и прославившиеся еще долго после смерти основателя.

Ор а-Хаим а-Кадош был учителем выдающегося кабалиста Рабейну Хида.

Ор а-Хаим был очень почитаем в хасидском мире.

Рабби Исраэль из Ружина говорил своим ученикам: «Подобно тому, как в прошлых поколениях очищению души особенно способствовало изучение святой книги Зоар, так в наше время очищению души более всего способствует изучение святой книги Ор а-хаим».

Другой знаменитый хасидский праведник Рабби Хаим из Цанз утверждал, что Рабби Хаим Ибн Атар «составил свой комментарий в пророческом состоянии (беруах а-кодеш)». (Диврей Хаим, Йоре деа 2:105)

 

Бааль Шем Тов и Ор а-Хаим

Величайший Бааль Шем Тов мечтал о встрече с Ор а-Хаимом и говорил о нем своим ученикам: “это был великий праведник и знаток тайн Торы, – и все мудрецы Израиля отличались от него так же, как обезьяны – от человека”. (Сарей амеа 4:5, 6:7)

Ученики Бааль Шем Това вспоминали, что когда умер Ор а-Хаим, Бааль Шем Тов почувствовал его уход. Он в это время в Меджибоже омывал руки для третьей субботней трапезы. Сказав браху на хлеб, Бааль-Шем-Тов сказал: «Погасла западная свеча». А уже после авдалы, он объяснил, что в тот миг скончался Ор а-Хаим, приехавший из запада в святой город.

Между двумя праведниками, живущими на двух противоположенных концах мира, существовала большая духовная связь. Когда Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов узнал о том, что Рабби Хаим Ибн Атар прибыл в Йерушалаим, он решил установить с ним контакт и создать общий центр изучения кабалы на Святой Земле. Бааль-Шем-Тов направил в Йерушалаим специального посланника — своего ближайшего соратника и родственника Рабби Гершона Кутовера.  Сохранилось письмо Рабби Гершона Бааль-Шем-Тову: «Однажды ты мне поведал, что тебе открылось в видении — пребывает в Йерушалаим мудрец из западных земель, великий знаток доступных и сокровенных разделов Торы, и в этом мудреце сокрыта искра Машиаха, но он сам об этом не знает. А спустя какое-то время ты мне признался, что больше его не видишь и что, по твоему мнению, он уже покинул этот мир. Прибыв в Йерушалаим, я сейчас же разузнал об этом человеке, имя которого было Рабби Хаим Ибн Атар. И действительно, мне о нем рассказали удивительные чудеса: это был великий праведник и знаток тайн Торы, — и все мудрецы Израиля отличались от него так же, как обезьяны — от человека. Он прибыл в Йерушалаим с несколькими учениками, тоже великими мудрецами и праведниками, но из-за многочисленных грехов поколения, дни его не были продлены — он скончался здесь точно в то самое время, когда ты мне сказал, что больше его не видишь. И когда я поведал о том, что услышал от тебя, здешним мудрецам, их души вострепетали» (Сарей амеа 4:5, 6:7).

Впоследствии выяснилось, что и о прибытии «мудреца из западных земель» в Йерушалаим, Бааль-Шем-Тов сообщил своему посланцу именно в тот день, когда Рабби Хаим Ибн Атар впервые вступил во врата святого города.

 

Как Зхут Ор а-Хаим отогнал от святой земли фашистов

Рабби Исроэль из Гусятина чувствовал очень большую духовную связь с Ор а-Хаимом. Поселившись в Земле Израиля, Рабби Исраэль каждый год, в годовщину смерти Рабби Хаима Ибн Атара, посещал его могилу на hар а-Зейтим (Масличной горе) в Йерушалаиме.

15 Тамуза 5701 (1941) года он отправился на Масличную гору, сопровождаемый прославленным праведником Рабби Шломкой из Звиля и большой группой хасидов. В эти дни войска германского фельдмаршала Ромеля подходили к Александрии и англичане готовились к эвакуации из Палестины. Гитлер, да будет стерто его имя, уже хвастливо заявил: «Я войду в Палестину перед обедом, а к ужину с евреями будет покончено». Над еврейской общиной Земли Израиля нависла смертельная опасность. Рабби Исраэль из Гусятина и Рабби  Шломке из Звиль склонились над могилой  Ор а-хаим в длительной и сосредоточенной медитации. Наконец, Рабби Исраэль уверенно произнес: «Злодеи не придут! Они не проникнут в Землю Израиля!». Позднее он объяснил, что ему был дан знак с Небес, что Ромель будет разбит. И действительно, продвижение немецкой армии вскоре приостановилось, а осенью 5702 /1942/ года британские войска перешли в контрнаступление и преследовали Ромеля до Туниса. (“Везэ шаар ашамаим” с. 495)

 

Сипурей Цадиким 

Баба Сали – Рав Мордехай Элиягу и Ор а-Хаим а-Кадош

Однажды один из авторитетных Равов написал книгу и хотел получить рецензию и благословение Ришон ле-Цион – Рава Мордехая Элиягу. Хахам Мордехай прочитал книгу, но не спешил ее одобрить – она ему не понравилась и он не знал, как об этом сказать раву, чтобы не обидеть того. Тот важный Рав после длительного ожидания решил навестить Рава и узнать почему Рав Мордехай так и не отозвался о его труде.

Рав Мордехай Элиягу решился и сказал раву о его книге, что не принимает того, что там написано:  «как ты можешь такое написать об Ор а-Хаим а-Кадош, ведь из твоего комментария исчезла одна глава из его книги, и люди не поймут пасук из его книги. Иди к Баба Сали, пусть он решит, как быть».

Тот поехал в Нетивот к Баба Сали и рассказал все как было.

Баба Сали рассердился и сказал: «как ты мог такое написать вообще».

У Баба Сали было особое отношение к Ор а-Хаим а-Кадош, он очень любил его и каждую пятницу утром ходил в микву, одевался в белые одежды и читал книгу Ор а-Хаим а-Кадош – и читал полностью – не ел ничего пока не закончит.

Тот важный Рав ночью поехал в Ар а-Зейтим на Кевер Ор а-Хаим а-Кадош и начал молится.

Под утро в 4 утра приехал к Раву Мордехаю Элиягу и рассказал ему, что был у Ор а-Хаим а-Кадош, молился и плакал пока не уснул и, что он приснился ему во сне и сказал, что пируш его книги «нахон» (правильный) и поэтому он пришел поцеловать его за твою мудрость.

Хахам Мордехай сказал ему: «иди садись, поешь, попей и иди спокойно, потому что, то что ты видел – от усталости и перенапряжения – не спал и не ел уже сколько времени».

Важный Рав сказал: «ты мне не веришь? Сам Ор а-Хаим а-Кадош мне сказал так». Он рассердился и поехал к Баба Сали. Приехал к Баба Сали к 9 утра и, как только Баба Сали увидел его, сказал своим дать ему покушать и попить, и чтобы отдохнул – «пикуах нефеш».

Рав рассказал Баба Сали, что Рав Мордехай Элиягу не поверил ему, что Ор а-Хаим а-Кадош «нигла» (открылся) ему на его могиле и сказал ему, что пируш Рава по его книге правильный.

Баба Сали засмеялся и сказал ему: Хахам Мордехай Элиягу не из Марокко, а я и Ор а-Хаим – с Марокко, и ты из Марокко.
К
огда он увидит Хахам Мордехай – скажет ему, что Ор а-Хаим открылся тебе, потому что ты из Марокко».

Через некоторое время Баба Сали приехал к Раву Мордехаю Элиягу и, когда Рав Мордехай спросил Баба Сали, как такое было возможно, что Ор а-Хаим открылся тому раву, Баба Сали сказал, что Ор а-Хаим из Марроко и он сжалился на тем Равом и открылся ему во сне. Рав Мордехай засмеялся, услышав это.

 

Сгулот в Йорцайт Цадик: 

Зажигают свечу в честь праведника, предварительно положив цдаку;

1. Сгула молиться за рождение сыновей бе-Зхут Цадик (так как он не оставил после себя детей, а его учение – его наследие);

2. Сгула для спасения от беды и за детей – дать обещание на могиле Ор а-Хаима учить каждую неделю весь его недельный комментарий, или пообещать устроить Сеудат Мицва (после посещения его кевер) – трапезу в его честь, это гарантировано приводит к спасению от любой беды. (Яаков Доктор)

3. Сгула с нетилат ядаим – так как в поколении Орах Хаима ему был дан секрет Нетилат Ядаим (после его смерти секрет перешел Бааль Шем Тову – именно во время Нетилат Ядаим Бешту открылось, что «западная свеча потухла» – смерть Цадика), хорошо учить несколько алахот Нетилат Ядаим.

4. Сгула для исцеления глаз – читать Сефер “Ор а-Хаим” (ниже приведен комментарий Ор а-Хаим на недельную главу).

 

Лимуд (комментарий Ор а-Хаим на недельную главу “Бо”):

“Веhигадта лебинха вехулей – царих ладаат лама ло амар “веамарта” ки теват hагада мацину леработейну зихронам ливраха шеамру (Шабат “пей заин”). Шеиткавен ба дварим кашим кегидим. Од каша омро “бейом hаhу” увесамух гамар омер баавур зэ ведаршу работейну зихронам ливраха (бе-Мехильта ве бе-Hагада): “Бешаа шемаца умарор вехулей…”веhу балайла вело байом, веим кен ло hая ло ломар эла веhигадта лебинха” леемор баавур зэ веани йодеа зман hаhaгада шеhу балайла. Од царих ладаат омро “леемор” веhу квар амар “веhигадта”.

Вениръэ ки яхвин аль дерех омрам зихронам ливраха (Псахим “куф тэт заин”): “Матхиль бегнут умесайем бешевах”, йомар гнут авотейhем шель hаавот ки ло hайя давар мешубах, веhу омро “веhигадта” дварим шелев hаадам нээкаш меhем, веахар-ках месайем бешевах, веhу омро “леемор” амирот мешубахот месамхим эт hалев умесаадим ото, веамар “бейом hаhу” hодиа беметек лашон цадик, ки hалайла hahу йом икарэ веhу омро (Теилим “куф ламед тэт”) “велайла кейом яир”, вело хаш шетитъэ ломар йом мамаш шегамар омер баавур зэ шеhу бишъат маца вехулей кеомрам заль. Веулай ки самах “бейом hаhу” им “веhигадта” ки гам нес зэ бихлаль мицват hагада.

Од ирце беомро “леемор” лиhьёт шеамар “веhигадта лебинха” тинах им йеш ло бен им эйн ло бен иhие патур талмуд ломар “леемор, шеаль коль паним царих леhагид, афилу бейно лвейн ацмо, им кен лама амар “лебинха”. Веулай шебеэмцаут hаитур ани мевин кен вело бело итур. Веэфшар од шеирмоз беомро “веhигадта лебинха” шеим ягид hahaгада haамура беиньян изакеhу Адо-най шеягид ливно ухдей шело титъэ ломар давка, лезэ амар “леемор”.

 

https://silatehilim.com/%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c%d0%bc%d0%be-%d0%ba-%d1%88%d1%85%d0%b8%d0%bd%d0%b5-%d0%b7%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%b0-%d0%b2-%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b5-%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%87%d0%b0-%d1%81/

 

https://silatehilim.com/%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b2%d0%b0-%d0%be%d1%80-%d0%b0-%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bc-%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d0%be%d1%88-%d0%b7%d0%b0-%d1%88%d1%85%d0%b8%d0%bd%d1%83/

https://silatehilim.com/%d0%be%d1%80-%d0%b0-%d1%85%d0%b0%d0%b8%d0%bc-%d1%81%d0%b5%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%82-%d0%b1%d1%80%d0%b0%d1%85%d0%b8-%d0%bd%d0%b0-%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%ba%d0%b8/

 

Июл 10 - 11 2025
08:00 - 22:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2024 Ноябрь

Неделя 4

Вс 27
Пн 28
Вт 29
Ср 30
Чт 31
Пт 1
Сб 2
Вс 3
Пн 4
Вт 5
Ср 6
Чт 7
Пт 8
Сб 9
Вс 10
Пн 11
Вт 12
Ср 13
Чт 14
Пт 15
Сб 16
Вс 17
Пн 18
Вт 19
Ср 20
Чт 21
Пт 22
Сб 23
Вс 24
Пн 25
Вт 26
Ср 27
Чт 28
Пт 29
Сб 30
Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications