Йорцайт – 14 Ияра
Место захоронения – Эйн Зейтим
Сгула молиться о Парнасе, для Коль Йешуот.
Тана Рабби Йеуда Бар Илай родился в старинном городе Уше, следы которого сохранились на территории одноименного кибуца, недалеко от современного города Кирьят-Ата.
Образование он получил у своего отца, который был учеником Рабби Элиэзера бен Гиркана.
Затем учился в городе Лод у Рабби Тарфона, который так привязался к юноше, что называл своим сыном. Свою лепту внесли Рабби Элазар бен Азария и Рабби Ишмаэль бен Элиша.
Закончил же он обучение в качестве одного из пяти последних учеников Рабби Акивы вместе с Рабби Меиром, Рабби Шимоном бар Йохайем, Рабби Йоси бен Халафтом и Рабби Элазаром бен Шамуа.
После кровавого подавления восстания Бар Кохбы, указом императора Адриана, иудеям запрещалось отмечать субботу и другие праздники, возносить молитвы Вс-вышнему, делать обрезание, надевать тфилин, изучать Тору. Неповиновение грозило смертной казнью. Несмотря на все это, вышеназванные ученики Рабби Акивы сумели получить благословение и смиху равина от Рабби Йеуды бен Бавы, который поплатился за это жизнью.
Некоторые послабления пришли вместе с новым кесарем — Антонием Пием. Появилась возможность возрождения национальных устоев, «восстановление власти Торы».
Это позволило Бар Илаю собрать мудрецов в родном городе Уша, где он провел собрание, на котором было решено восстановить Сангедрин.
Его имя более 600 раз упоминается в Мишне, а практически во всех трактатах Талмуда приводится более 3000 галахических и агадических высказываний, из которых самыми известными являются следующие:
«Труд важен для всех, и делает честь каждому, кто занимается им»;
«Все, что не учит нас ремеслу, – учит грабежу»;
«Народ подобен пыли и звездам. Опускаясь, он смешивается с прахом земным, а поднимаясь, восходит к звездам».
В ссылках на мидраш из раздела Устной Торы, посвященной «Торат коаним» – он упоминается не под своим именем, а как «Хасид», что дословно переводится как «праведный».
В Талмуде (Недарим) рассказывается, как жена Таны Бар Илая, купив на рынке шерстяную пряжу, спряла ее, соткала ткань и сшила накидку, которую они с мужем носили по очереди.
И вот однажды, когда в доме Рабби Шимона бен Гамлиэля собирались все мудрецы для соблюдения поста, обнаружилось, что среди них нет Рабби Йеуды бар Илая только потому, что ему нечего надеть, так как жена ушла на рынок в этом одеянии.
Бен Гамлиэль послал к нему человека с накидкой в подарок. Но Бар Илай наотрез отказался ее принять, сказав, что не нуждается в подарках. Немного терпения — и он придет. Надо только дождаться возвращения супруги.
«Не думай, что я беден», – сказал он и, откинув коврик, на котором сидел, продемонстрировал золотые динары, покрывавшие пол.
А затем, увидев потрясение, отразившееся лице посланника, добавил: «Я могу позволить себе все, что бы ни захотел. Но мне не надо больше того, что необходимо для существования. Я довольствуюсь имеющимся».
«И тотчас же исчезли золотые динары, потому что Рабби Йеуда не захотел их взять и остался в своей бедности, как и прежде».
Он никогда не принимал пожертвований, твердо веря в то, что каждый должен зарабатывать на свое существование самостоятельно. Считал, что «основа жизни – изучение Торы, а ремесло – лишь средство для этого». А в том случае, когда «ремесло становится главным делом жизни, а изучение Торы – второстепенным, то ни Тора, ни ремесло не дадут благих результатов».
В трактате «Шабат» из Мишны говорится, что «омыв горячей водой руки и ноги, он облачался в белые покрывала и восседал, подобный ангелу Господа».
Его самым близким другом был Рабби Шимон бар Йохай, основатель Каббалы, один из тех, кто сумел возродить легальную деятельность законоучителей.
А самым известным из его учеников был Рабби Йеуда hа-Наси, составитель Мишны.
Не известна дата рождения и смерти Бар Илая (есть мнение, что 14 Ияра).
Известно лишь, что он был похоронен в Верхней Галилее, к северо-востоку от Цфата, недалеко от того места, где некогда находилась арабская деревня Эйн-Зейтун.
На этом, мистически странном месте, сегодня можно увидеть лишь памятник в форме буквы «ש», что поставлен на вершине холма в память о солдатах бронетанковой бригады, которые погибли во время Шестидневной войны на подступах к Голанским высотам.
Предание говорит о том, что прах святого покоится в пещере, на склоне горы, около которой росло оливковое дерево, растащенное верующими по кусочкам.
Частыми гостями его могилы были Шломо Алькабец и Ари а-Кадош. В ту пору вход в пещеру был очень низким, и пролезть во внутрь было непросто.
Лишь в 80-х годах, место, где предположительно похоронены и сам Бар Илай и его сын, облагородили, окружили деревьями, построили синагогу.
Считается, что именно на могиле Рабби Бар Илая можно помолиться об улучшении финансового положения.
К Бар Илаю принято ехать в ночь на второй Песаха – Песах Шени. Такую традицию завел Ари а-Кадош для проведения Илула Цадика.
Обряд начинается с того, что все обходят гробницу 7 раз, читая определенные молитвы: псуким Торы, псалмы, отрывки из книги «Сефер харедим» (Книга трепещущих).
На камнях, поставленных около здания выбиты правила проведения хилулы, указано, сколько раз надо обходить синагогу, в каком порядке произносить священные тексты.
Традицию Аризаля возродил Рабби Мордехай Элияу – приходить на кевер Бар Илая для того, чтобы молиться и воспевать Сион, призывая всех евреев относиться к нему с такой же сильной любовью, как относятся дети к матери. А также страдать, испытывая душевную боль, по поводу разрушения Второго храма.
Сгулот
Это одно из мест, которое Ари а-Кадош навестил, когда прибыл в Израиль и отметил его, как кевер Йеуда бар Илай.
1. Для Парнасы – есть минъаг на Кевер Йеуда бар Илай – там растёт необычное дерево – Эц а-Зайт, сгула заключается в том, чтобы взять кусочек коры с этого дерева, положить в карман и читать Теилим 23 – 21 день и это сгула для тех, кому тяжело дается Парнаса.
Это место отремонтировали на деньги богатого человека ученика Рабби Мордехая Элияу американский бизнесмен Менахем бен Магиах.
История Эц а-Зайт
Дерево – Эц а-Зайт, которое росло возле Кевер, почти исчезло из-за людей, которые приходили и брали кору для парнасы и это действительно помогало.
В конце 80-х годов от дерева ничего не осталось только лишь ствол.
30 лет спустя, исследователь Арье Ицхаки поехал на кевер, чтобы разузнать об этой сгуле и дереве. Он ехал на лекцию в Бар Илан и по дороге взял двух мальчиков харидим из Бней Брака, чтобы они помогли в этом.
Рассказывает на лекции Арье Ицхаки, что он поехал тоже на кевер и сделал эту сгулу, и читал Теилим 23, и молился, и открылись ему Врата Парнасы бе-зхут Рабби Ехуда бар Илай.
Несколько лет назад на это место приехал доктор Харшефер – от дерева уже ничего не осталось, даже ствол срубили, но он увидел, что есть еще корень живой, аккуратно выкопал его и повез к себе домой, чтоб спасти дерево и посадил у себя дома. Спустя некоторое время, корни дали 2 отростка и росли и с этим росла Парнаса доктора Харшефера. Из маленькой квартиры, он переехал в большой дом и взял с собой дерево и пересадили там во дворе.
Однажду на одну лекцию к доктору Харшеферу приехала жена Рабби Давида Амзнера, смотрителя Кевера Йеуда Бар Илай, и, узнав, что 2 ростка сохранилось от дерева Эц а-Зайт, попросила вернуть один из них на кевер Йеуда Бар Илай. Так дерево возродилось
Рабби Бенцион Муцафи пишет в своей книге, что хорошо бе–Песах Шени поехать на Кевер Йеуда бар Илай и зажечь свечи.
Во времена Ари а-Кадош было принято подниматься из Цфата в Эйн Зейтим на Рош Ходеш и на Кевер Йеуда бар Илай и учить там кабалу.
Рабби Эльазар Аскари – Бааль Сефер Харидим – рассказывает, что у Рабби Йоси Сарагосси было видение Элиягу а-Нави на Кевер Йеуда бар Илай.
Пусть Зхут Цадика хранит наш народ!
(Рут Сэмюэлс «По тропам еврейской истории»)