Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан
Главная страница » Йорцайт Цадиким » 14 Швата Йорцайт Рабби Даниэль Фриш – «Маток ми-Дваш»
дни
часы
минуты
секунды
Рабби Даниэль бен Нафтали Фриш – “Маток ми-Дваш”
Йорцайт – 14 Швата
Место захоронения – Ар а-Зейтим, Йерусалим
Рабейну Хида (Рабби Хаим Йосеф Давид Азулай) в своем «Аводат ха-Кодеш» (симан 44) писал: «Изучение Зоар превосходит все другие формы изучения Торы — даже в тайнах, которых никто не понимает, — ибо это великое исправление души».
В «Пеле Йоэц» Рабби Элиэзера Папо говорит: «Изучение Зоар — это высший способ очистить и освятить душу. Даже если кто-то часто не понимает этого, это все равно важно перед Святым, благословен Он».
Бааль а-Танья писал в своей книге «Меа Шаарим», что если чье-то сердце наполнено глупостью и становится «каменным сердцем», лучшим противоядием «является изучение Зоар, ибо слово Зоар означает сияющий свет, освещающий темное место…».
Рабби Исраэль Дов Бер из Виледников добавляет в своем «Шеэрит Исраэль», что «слова и выражения Священного Зоара сами по себе связывают человека с Богом».
Сам Зоар а-Кадош говорит нам, что благодаря его изучению Израиль заслужит, как великое благословение в нашей нынешней реальности, так и ускорение прихода Машиаха: «Израилю суждено в будущем вкусить от Древа Жизни, которое есть Зоар, и благодаря его изучению они будут искуплены из своего изгнания». (Зоар II, 124b)
«Дети Израиля внизу, в этом мире, получат пропитание и духовное исправление через изучение Священного Зоара… и через это придет наш праведный Машиах и протрубит в великий шофар, возвещая нашу свободу!» (Тикуней Зоар 23б)
На протяжении веков на Зоар а-Кадош было написано множество глубоких комментариев. Но большинству людей не удается проникнуть в это глубоко мистические писание. Среди наших Мудрецов всегда было стремление к комментарию на Зоар а-Кадош, который был бы простым и понятным для всех. В предисловии к «Дамесек Элиэзеру» Рабби Элиэзер Цви из Комарно написал от имени своего отца, Рабби Ицхака из Комарно, что самым большим желанием Хозе из Люблина было, чтобы кто-то смог составить простой (пшат) комментарий на Зоар. Это позволило бы каждому еврею прилепиться к его святым словам и, таким образом, соединиться с Вс-вышним, поскольку среди Мекубалим хорошо известно, что основной способ связи человека с Вс-вышним — это изучение Зоар.
Похоже, что пожелания цадиков произвели впечатление на Небесах, и наше поколение — поколение «хевлей Машиах» — заслужило такой комментарий. Это великий и чудесный комментарий «Маток Ми-Дваш», написанный на весь Священный Зоар и изложенный в ясной и простой форме, доступной и понятной каждому. Теперь у каждого еврея есть возможность по-настоящему понять тайны Вс-вышнего и тайны Святой Торы.
Праведным посланником, удостоившимся выполнения этой святой задачи бе Сията д’Шмая, был святой человек, Мекубаль Рабби Даниэль Фриш.
Опираясь на святые комментарии предыдущих мудрецов, Рабби Фриш посвятил много лет созданию нового, упрощенного комментария к Зоар, понятного каждому.
Его комментарий «Маток Ми-Дваш», имел необычайный успех, вызвав огромный интерес во всем еврейском мире, как в Святой Земле, так и в диаспоре, в синагогах и Йешивах. Он был принят с большой благодарностью и восхищением, а ее автор заслужил высокие слова похвалы от Гдолей Исраэль.
Он также написал пирушим на другие сефорим, и есть удивительные сиддурим, основанные на «Маток Ми-Дваш», в которых цитируются отрывки из Зоар а-Кадош и Китвей Аризаль, имеющие отношение к молитве, не вдаваясь в глубокие каванот, такие как Сидур а-Рашаш.
Рав Авраам Ицхок Каан, предыдущий Ребе Толдот Арон, сказал Раву Даниэлю Фришу, что у него есть традиция от Хозе из Люблина, которая гласит, что до прихода Машиаха будет кто-то, кто напишет комментарий в соответствии с пшатом на Зоар а-Кадош. Он сказал, что хочет, чтобы это сделал рав Даниэль, и так появился «Маток Ми-Дваш».
Есть известное высказывание из «Зоар а-Кадош», в котором говорится, что с «Сефер а-Зоар» мы выйдем из Галута. Рав Даниэль Фриш внес большой вклад в то, чтобы сделать Зоар доступным для всех нас, что поможет вступить в Геулу.
Ребе Нахман из Брацлава открыл, что тайна имени Рашби, Шимон, упоминается в посуке, который появляется в Сефер Даниэля (4:10): עיר וקדיש מן שמיא נחת – «святой ангел, спустившийся с небес». Первые буквы этих слов составляют שמעון. Можно предположить, что, возможно, есть связь между этим и автором, «Маток Ми-Дваш», которого зовут Даниэль.
Описывая исход Ам Исраэль из Египта, пасук утверждает: ובני ישראל יצאים ביד רמה. Таргум Онкелос переводит – ביד רמה как בריש גלי.
Рабби Моше Хаим Эфраим из Сиделкова пишет, что буквы בריש являются инициалами רבי שמעון בר יוחאי, намекая на ту роль, которую учения Рашби в Зоар а-Кадош сыграют в окончательном искуплении.
Слово ביד является акронимом י”ד ב‘שבט, даты Йорцайта Рава Даниэля Фриша, который сделал Зоар а-Кадош гораздо более доступным для нас. Глава, в которой появляется этот стих, Бешалах, читается в последний Шаббат Цадика в этом мире.
Два последних псуким Даниэля: אשרי המחכה, ויגיע: לימים–אלף, שלש מאות שלשים וחמשה. ואתה, לך לקץ; ותנוח ותעמד לגרלך, לקץ הימין – «Счастлив тот, кто ждет и достигает тысячи трехсот тридцати пяти дней. Но ты иди до конца; ты отдохнешь и поднимешься к своей судьбе в конце дней».
Весь Сефер Даниэль довольно загадочен и включает в себя множество тайн конца дней. Но вот что удивительно, гематрия пасука:
«Счастлив тот, кто ждет и достигает тысячи трехсот тридцати пяти дней» – רבי דניאל בן נפתלי הירצקא точно равна 1335.
Последнее слово Даниэля — הימין, что при подсчете ן как 700 (Раши к Сукке 52 b) равно гематрии תשס”ה, году, когда Рав Даниэль Фриш покинул этот мир. Гематрия этого года точно равна словам רבי שמעון בן יוחאי.
Рабби Даниэль Фриш – был также Рош Йешива «Врата Рая». Он оказал влияние на «Хасидут Толдот Аарон», а затем «Хасидут Толдот Авраам Ицхок».
Родился Рабби Даниэль Фриш в городе Нанаш в Венгрии в семье Сары и Рабби Нафтали Хирцка. В названии своей книги, Рав Даниэль увековечил имя своей мамы – «дваш» (דבש) – инициалы Даниэль бен Сара.
В три года он потерял мать, а его отец женился на Фрадел, которая вырастила его. Ему было девять лет, когда нацисты захватили Венгрию, он пережил события Холокоста.
Он совершил алию в Израиль в 1952 году, учился с Рабби Йохананом Софером из Эрлау.
После событий раскола в Хасидизме, и последующей смерти Адмора Рабби Авраама Ицхака Кана, ушел в отставку, перешел в «Толдот Авроом Ицхок» и стал одним из лидеров общины.
Рабби Фриш ежедневно давал много уроков.
Утром он давал уроки в образовательных учреждениях в «Мишкан Биньямин Анши Мамд», а днем в Йешиве мекубалим «Врата рая».
«Маток ми-Дваш»
Основной его труд – «Маток ми-Дваш» – комментарии на Зоар а-Кадош.
В нем каждый день состоит из двух частей. Одна часть описывает три способа улучшить отношения человека с Вс-вышним, основываясь на сфирот этого дня.
Вторая часть описывает три способа, которыми сфирот связаны с поведением Бейн Адам лехаверо.
34 страницы дают глубину и понимание работы дней каждой сфиры и важность Тикун а-Мидот.
Он также написал небольшую брошюру на иврите «Усфартем Лахем», в которой содержится ежедневное руководство по периоду сфиры, основанное на 49 комбинациях семи сфирот. Его «Оцар а-Зоар» является 4-томным указателем тем в книге Зоар. Его книга «Каванот а-Брахот» – руководство для того, чтобы сосредоточиться на каждой брахе.
Он также написал руководство по отношениям между мужем и женой «Кедуша ве-Цниют», а также Духовное руководство и мусар для молодых мальчиков, достигших Бар-мицвы, чтобы помочь им подняться выше, под названием «Йемей а-Бахарут ве-Бар-мицва».
Он умер в возрасте 70 лет 14 Швата.
Шоа и пальцы Цадика
Рав Йешаяйу Пинто рассказывает, что у них с женой долго не было детей, и он обратился к Рабби Даниэлю Фриш – Бааль Маток ми-Дваш с просьбой благословить их, и через два месяца его жена забеременела.
И Рав рассказывает, что пальцы Рабби Даниэля Фриш были исковерканы после пыток нацистов. Рав Йешайя Пинто говорит, что книга Цадика «Маток ми-Дваш» – великая сгула для спасения, она написана человеком, выжившим в катастрофе.
Пусть Зхут Цадика хранит Ам Исраэль!
Сгула Рабби Даниэль Фриш – 13-й псалом 13 дней –
https://silatehilim.com/теилим-13-каждое-13-число-еврейского-меся/
(https://www.queensjewishlink.com/index.php/local/26-community-corner/3027-the-tremendous-importance-of-studying-the-zohar; https://dailyzohar.com/tzadikim/282-Rabbi–Daniel–Frisch)
Инструменты доступности