Сайт посвящается

Ле Илуй Нишмат
Артур-Давид бен Аарон-Андижан

Теилим на сегодня - 24 Нисана: главы 113-118

The event is finished.

Рабби Йехиэль Авраам бен Йосеф Хаим Фиш – «Плиточник» из кружка кабалистов-ремесленников

Йорцайт – 13 Элула

Место захоронения – Цфат

Он родился в городе Тарнув (Польша).

О жизни Рава Фиша в Польше до Второй мировой войны известно немногое, за исключением того, что его отец был Стучинер хасид и главой городской Хевра Кадиша. 

Во время Холокоста он единственный остался в живых из семьи — фашисты ворвались в его дом и непрерывно стреляли, но когда они повернулся к нему лицом, в доме внезапно потемнело, и в этот момент ему удалось выпрыгнуть в окно.

Он объяснил свое спасение благословением, которое он получил в детстве от праведной женщины, чьи благословения всегда исполнялись.
Находясь в концлагере, он поделился своим пальто с еврейским мальчиком, который чуть не  замерз насмерть, и затем заботился об этом мальчике, который также остался один из всей семьи.

Он иммигрировал в Израиль и жил на улице Калишера, 32 в Тель-Авиве.

Он работал строителем – плиточником, входил в группу скрытых праведников, скрывавшихся в тени «святого сапожника» – Мекубаля Рабби Моше Яакова Рабиков, и каждую ночь изучал кабалу вместе с «сапожником».

В 1960-е годы в Израиле был огранизован кружок каббалистов-ремесленников, учившихся вместе скрытой Торе. Они носили имена по своей профессии:

1. «Сапожник»Рабби Моше Яаков Рабиков;

https://silatehilim.com/events/22-тишрея-йорцайт-илула-рабби-моше-яаков/

 

2. «Художник»Рабби Йеуда Леон Патилон;

https://silatehilim.com/events/рабби-йеуда-леон-патилон-святой-худо/

 

 3. «Дворник» – Рабби Йосеф Волтух;

https://silatehilim.com/events/20-ияра-йорцайт-рабби-йосеф-волтух-дво/

 

 4. «Молочник» – Хальбан – Рабби Хаим Авишалом Коэн Перахья;

https://silatehilim.com/events/12-ава-йорцайт-илула-хальбан/

 

5. «Плиточник» – Рабби Авраам Йехиэль Фиш.
 

Поскольку с детьми ему не повезло, он оказывал финансовую помощь в строительстве домов для сотен пар, приобретал для них большой холодильник, а на вопрос, почему именно холодильник, отвечал, что когда его поместят в ад, где очень жарко, он будет просить дать ему остыть в холодильниках, которые он покупал для этих пар.

В течение многих лет он каждый вечер выходил в сады и городские бульвары, собирал бедняков и приводил их в свой дом, давал им еду, чистую одежду и место для ночлега.

Однажды он сказал им: «Если вы будете вести себя как я, вы также достигнете уровня, которого достиг я».

В другой раз он сказал: «Гематрия «хесед» равна 72, что является величайшим из Имен Вс-вышнего», намекая, что его действия Хесед были тем, что позволило ему войти в клуб скрытых Цадиким Тель-Авива предыдущего поколения.

Много раз, прежде чем человек, стоявший перед ним, произносил слово, он отвечал на его вопрос, а иногда наотрез отказывался принять пожертвование от человека на том основании, что деньги в его руке были результатом осквернения Субботы.
Он основал за свой счет два специализированных дома в Бат-Яме и Цфате и около полутора лет работал строителем в здании, построенном для учреждений Белза в Тель-Авиве, не спрашивая зарплаты, потому что хотел быть партнером в здании Торы.

Он носил одежду умерших людей, чтобы в реальном мире, выполнять заповеди своими деньгами и все такое,

Он занимался исправлением душ умерших;

Рав Авраам Фиш написал 2 свитка Торы для душ умерших в Клаль Исраэль: Сефер Тора для исправления блуждающих душ и Сефер Тора для исправления вернувшихся душ.
Он никогда не брал отпуск – объяснял тем, что в помощи народу Израиля невозможно брать отпуск.

Успеть до заката 

Однажды у входа в ветхое здание на Рехов Калишер в Тель-Авиве стоял Авраам из Бней-Брака, переживший тяжелые времена и потерявший квартиру. Он думал, что с ним покончено — где будет жить его большая семья, пусть даже временно? Он пришел к Раву Фишу по совету хорошего друга. Б-же упаси, он не просил подачки; это было бы слишком позорно. Все, что он хотел, это браха и несколько советов.

«Юнгерман, — загремел на него Реб Авраам, — я дам тебе приличную ссуду, достаточную для того, чтобы вложить в покупку квартиры. Ты должен вернуть ее в течение года; каждые три месяца ты будешь платить мне четверть суммы. Выплаты будут производиться в Рош Ходеш. Горе тебе, если ты придешь после захода солнца в Рош Ходеш».

Аврех не привык слышать такие резкие слова, а Рав Фиш мог сказать и еще жестче. Но Авраам взял пачку купюр и ушел, чувствуя облегчение.

Первый платеж он успел внести вовремя, но со вторым опоздал; он прибыл после наступления темноты, и рав Фиш пришел в ярость: «Я же говорил тебе не приходить после захода солнца!» Молодой человек был в недоумении; он едва успел собрать сумму, которую должен был выплатить, и какая разница этому темпераментному человеку, приедет ли он до захода солнца или после него? Была ли здесь какая-то мицва, ограниченная определенным временем?

«Уйди отсюда!» — крикнул Реб Авраам. «Не возвращайся и не приноси мне больше денег. Ты не умеешь приходить вовремя!»

Аврех ушел, ошеломленный подаренной ему большой суммой денег, и, в тоже время, озадаченный гневом этого странного Раввина, к которому стояло огромное количество людей.

«Вот как он работал, – объясняли его ученики, – «Аврех получил квартиру, а Рав Фиш навлек на себя насмешки. Аврех теперь видел в нем невменяемого чудака, вместо щедрого дарителя».

 

Как подняться на уровень Цадика 

Спустя некоторое время после войны, Рав Фиш гулял зимней ночью по улицам Тель-Авива и обнаружил почти замерзшего от холода еврея, спящего на скамейке. Рав Фиш разбудил незнакомца и пригласил его переночевать в своем доме – но единственное, что он сам все еще был бездомным. Он жил в маленькой нише под лестницей в старом доме, и в это крошечное пространство едва могла поместиться еще одна кровать.

Прошло несколько месяцев, с тех пор, как эти двое делили крохотное помещение, а затем Рава Авраама призвали в резерв ЦАХАЛа. Когда он вернулся через несколько дней, его «гость» сообщил ему, что теперь он владелец этой крошечной ниши. Он распоряжался кроватью Рава Авраама и согласился позволить Раву Аврааму спать в углу, если тот поместится. Рав Авраам удержался, чтобы не ответить на дерзость этого человека. Спустя годы, он сделал кому-то замечание, намекая, что самоограничение того времени подняло его нешаму на невероятную высоту.

 

Реб Авраам также был тесно связан с равом Аароном из Белз зц’ла и служил шамашом в «Белз Бейт Мидраш». В один Эрев Шабат, молодой аврех, вошел в Бейт-Мидраш и услышал, как кто-то декламировал «шнаим микра вехад таргум» тоном, который, казалось, сотрясал Небеса. Но как только Реб Авраам услышал, что кто-то вошел, он встал и начал ходить по комнате, бормоча про себя, как сумасшедший.

Однако авреху это не понравилось: «меня не обманешь! Всего несколько минут назад вы с глубоким увлечением читали главу, а теперь пытаетесь обмануть меня, заставив думать, что вы сумасшедший!»

Любая огласка причиняла Раву Фишу большое беспокойство, но это было лишь вопросом времени, когда люди услышат о его особых способностях.

 

Чудесное спасение (рассказ сына спасенного)

«Это произошло примерно через 2 года после окончания войны. Мой отец был арестован британской полицией по подозрению в сотрудничестве с подпольем, и хотя его временно выпустили под залог, прогноз выглядел мрачным. В отчаянии он поехал в Тель-Авив к Мекубалю «Сапожнику» – Раву Моше Яакову Рабикову, который выслушал его горестную историю и сказал ему: «Я не могу тебе помочь. Я отправлю тебя к одному человеку, который будет шокирован мыслью, что ты пришел к нему за помощью. Он начнет вести себя, как невменяемый и говорить странные вещи, но ты не должен оставлять его до тех пор, пока среди своей болтовни он не даст тебе браху и не пообещает, что ты будешь спасен. Тогда ты узнаешь, что ты спасен».

Рав Яаков Моше отправил его в дом Рава Авраама Фиша в Тель-Авив.

Первой реакцией Рава Авраама был шок. Кто знал о его вовлеченности в духовные дела? Но он быстро оправился и действительно начал дико жестикулировать и лепетать. Мой отец внимательно выслушивал все, что он говорил, а затем внезапно, среди болтовни, он услышал слова странного человека: «Придет ангел и перепутает решение в вашу пользу».

«Услышав эти слова, мой отец повернулся, чтобы уйти; но затем Реб Авраам, понял, что его посетитель услышал обещание спасения, тогда он подошел к нему поближе и предупредил: «Юнгерман! Горе вам, если вы опубликуете мое имя или отправите сюда других людей. Вы были предупреждены!» 

 

Откровение

Те, кто был близок к Раву Фишу, знали, что он был не просто мистиком, но Талмид Хахамом, который разработал методы, гарантирующие, что другие ничего не узнают о масштабах его знаний Торы. Он всегда настаивал на том, что он простой чернорабочий, человек без особых знаний и собственной мудрости.

Рав Йегуда Зеев Лейбовиц, Мекубал, скончавшийся около двух лет назад и который, как и Реб Авраам, был бездетным, засвидетельствовал, что Реб Авраам знал наизусть весь Масехет Эйрувин со всеми его тонкостями и комментариями — один из самых трудных Масехет в Шас. Конечно, тем, кто знал Реба Авраама лично, было бы трудно в это поверить; он успешно создавал образ человека, которому не хватало даже капли знаний Торы.

Фактически, никто никогда не мог найти в его доме ни одной книги, кроме Сидура и, иногда, тома Мишнайот из Седер Зераим. Рав Иегуда Сегал из Тель-Авива однажды рассказал, что, согласно Каббале, бездетным людям рекомендуется изучать Седер Зераим, поскольку у них нет собственных зера (потомков). Однажды кто-то спросил Реба Авраама, было ли это причиной того, что у него был именно этот сефер, и после этого сефер исчез с его стола.

Кто обнаружил этого скрытого цадика? Кто был тот человек, который заставил так много евреев посетить его дом? Некоторые говорят, что Рав Исраэль Абухацира, Баба Сали, послал своего габая, Рава Элияу Альфаси, к Ребу Аврааму, чтобы спасти некоторых людей. Перед своей смертью Баба Сали открыл своим последователям Небесный указ о том, что его место займет Рав Фиш с властью благословлять и приносить спасение евреям.

И действительно, после кончины Бабы Сали люди начали стекаться к раву Фишу; он больше не прятался, широко открыв свои двери всем евреям.

 

Простая истина

Рав Фиш всегда отдавал предпочтение простым людям с чистой верой. Он говорил, что этим людям будет легче спастись от своих бед, поскольку они не попытаются понять его действия или исследовать его пути; у них просто была вера, и для них было легко привести спасение с Шамаим. Иногда он даже указывал на человека, входящего в его дом, и замечал сидящим рядом с ним, что вновь пришедший обязательно получит необходимый ему Йешуа, поскольку он исполнен чистой веры.

Последователи Рава Фиша говорят, что именно во время Сеуды Мелаве Малка происходили величайшие мистические подвиги. Многие люди присоединялись к нему за этой трапезой, некоторые приносили свои особые блюда. Часто трапеза возобновлялась несколько раз, так как группы людей приходили и уходили до утра. Несмотря на все это, Реб Авраам стоял там, раздавая благословения и добрые пожелания и даже проклиная врагов еврейского народа, все еще стараясь использовать язык простака в своих постоянных попытках скрыть себя.

Во время этих сеансов он зажигал множество свечей в честь Давида а-Мелеха и впадал в ярость, если кто-нибудь прикасался к свечам. Он подолгу смотрел на мерцающее пламя и бормотал непонятные слова. В эти субботние ночи Моцей Шабат многие люди получили благословения и обещания были выполнены.

У Реба Авраама было три золотых кубка, и его завсегдатаи знали, что они содержат некоторые мистические тайны. «Когда я заказал чашу у еврейского ювелира, я попросил, чтобы чаша и ее основание вместе весили ровно 600 граммов, ни каплей больше или меньше», — рассказал однажды Рав Фиш. Но ювелир не смог сделать это так точно, и Реб Авраам очень огорчился; это мешало его мистическим, каббалистическим намерениям. «Тогда я понял, что это был намек с Небес, что до тех пор, пока не придет Окончательное Искупление, в мире не будет ничего совершенного; всегда будут какие-то недостатки, как признак изгнания, которое мы все еще переживаем».

Во время трапезы Мелаве Малка он каждую неделю рассказывал одну и ту же историю о Баал Шем Тове. С помощью этой истории он стремился вызвать Йешуот для всех присутствующих и для людей, которые посещали его дом всю неделю. Есть несколько известных версий этой истории, но именно эту версию рассказал Реб Авраам Фиш:

В юности Баал Шем Тов в течение недели уединялся в Карпатах и приходил домой только на Шаббат и Йом Тов. Каждый день он погружался в реку, протекавшую через горы, и даже когда река замерзала, Баал Шем Тов ломал лед, чтобы войти в воду, выныривая с осколками льда, прилипавшими к его бороде и пейсам.

В этом районе жил молодой нееврей, который ловил рыбу в реке, и каждое утро он замечал капли крови на льду на берегу реки. Молодой рыбак наблюдал за местностью и заметил Баал Шем Това, выходящего из реки и стоящего на ее ледяной поверхности. Он видел, как Баал Шем Тов пытался оторвать ноги ото льда, но обнаруживал, что они примерзли к поверхности. Затем Баал Шем Тов с силой отрывал ноги ото льда, разрывая кожу и проливая капли крови, которые рыбак каждое утро находил замерзшими на поверхности реки.

Рыбак пожалел Баал Шем Това и с тех пор положил сено на поверхность реки, в том месте, где Баал Шем Тов должен был выйти из воды. Баал Шем Тов был доволен его действиями, позвал рыбака и спросил, какую браху он желает: для обильного пропитания, для здоровья и физической силы или для долголетия. Нееврей, конечно, попросил все три, и Баал Шем Тов пообещал ему то, о чем он просил.

Спустя годы, после смерти Баал Шем Това, эту историю расскажет сам рыбак. К тому времени он уже дожил до глубокой старости, был еще силен и здоров и никогда в жизни ни в чем не нуждался.

Когда Реб Авраам рассказывал эту историю, он всегда заключал с очевидной любовью к своим собратьям-евреям, которая постоянно горела в его сердце: «И вот, есть каль ве-хомер. Если этот нееврей заслужил здоровье, пропитание и долголетие, то насколько больше этого заслуживают евреи».

 

Холод  Геенома

Помимо небольшой ежемесячной суммы, которую Рав Фиш и его жена Фрейдель оставляли себе на пропитание, все остальное они раздавали бедным и нуждающимся. Поскольку у рава Фиша никогда не было собственных детей, он позаботился о том, чтобы оказать финансовую помощь сотням молодоженов, в частности, покупал им холодильники. Он объяснил, что после его смерти его непременно отправят в Гееном, и он надеялся, что множество подаренных им холодильников хоть немного охладит огонь Геенома. Он также жертвовал печи обедневшим молодоженам, утверждая, что есть также Гееном изо льда, и печи могут помочь ему принести туда небольшое количество тепла.

Он пожертвовал большое количество сифрей Торы многим синагогам, назвав их «Сефорим Шалом Байит», поскольку он регулярно нанимал соферов, которые испытывали трудности с шалом байит из-за отсутствия у них парнасы. Реб Авраам не заставлял их заканчивать свою работу в срок; он хотел иметь возможность платить им фиксированную ежемесячную зарплату, независимо от того, какого прогресса они достигли.

Кроме того, у него были две дополнительные сифрей Торы, написанные для еврейского народа: одна для исправления заблудших душ, а другая для душ, не знающих мира в этом мире. Как именно Рав Фиш осуществил эти исправления еврейских душ, навсегда останется тайной, но мы знаем, что помимо свитков Торы он носил одежду умерших людей, чтобы они заслужили долю в Мир Истины.

Последнее желание

Рав Фиш имел связь с Перемышлянер Ребе из Бней-Брака, очевидцы вспоминают об их многочисленных загадочных беседах на глубокие мистические темы во время визитов Ребе в дом Ребе Авраама на юге Тель-Авива. 

 Рав Фиш думая о своей кончине, умолял своих последователей похоронить его в Цфате, на участке, который он купил много лет назад. Поскольку у него не было собственных детей, которые могли бы выполнить это поручение, он хотел, чтобы ученики знали об этом желании.

«Если я умру в пятницу, — подчеркивал он, — и уже почти в Субботу, просто похороните меня поскорее. Обязательно доберитесь до Цфата, даже если для этого меня придется привезти туда на мусоровозе. А если уже почти будет Суббота, бросьте меня в могилу, даже не накрывая ее».

Невероятно, но именно так и произошло. Рав Фиш скончался в Йерусалиме, где он провел свои последние несколько недель, в пятницу, 13 элула 1998 года.

Согласно его указанию, похороны должны были состояться в Цфате, но, поскольку у Реба Авраама не было установленного хасидского суда, никто точно не знал, кто будет сопровождать его в его последнем путешествии или какое транспортное средство будет использоваться для перевозки нифтара.

Тем временем шестеро из его учеников отправились на машине из Бней-Брака с Ребе-Перемышлянер, надеясь, что им удастся каким-то образом обнаружить машину, везущую Реба Авраама в Цфат. Они ехали около часа, но Ребе велел им продолжать путь, хотя приближалось время Субботы и машина Равом Фишем находилась уже далеко на севере от них. 

Внезапно их остановил фургон, припаркованный на обочине шоссе, у которого спустило колесо.  Они остановились и обнаружили, что это та самая машина, которая перевозила Рава Фиша! Ребе вышел, и, убедившись, что есть миньян — Ребе, шесть его спутников и три пассажира в машине, перевозившей тело. Дверь открылась, и Ребе прочитал Кадиш для человека, вся жизнь которого была окутана тайной. Затем шину отремонтировали, и фургон помчался на пятничные похороны в Цфат.

«У Цфата хороший воздух», — сказал однажды Рав Фиш с загадочной улыбкой, – «когда я захочу расслабиться, я выйду и прогуляюсь под приятным ветерком».

Много лет назад Реб Авраам купил себе погребальный саван и показывал их многочисленным посетителям своего дома. Он объяснил, что Машиах начнет свое вхождение в Эрец Исраэль с Галилеи, и поэтому было бы неплохо начать техият а-меитим в Цфате.

Его похоронили в последние несколько минут перед Субботой, и участники похорон поспешили покинуть кладбище до субботы, как он и предсказывал.

 

Сгула Рабби Авраама Фиша для Йешуот

Надпись на его надгробии гласит, что всем, кто нуждается в Йешуот, нужно трижды прочитать пасук:  רחם בחסדך על עמך צורנו – «Рахэм бе-Хасдеха аль амха цурену» из Шабатней песни-змирот «Цур Мишело ахальну». Это, по его словам, поможет восстановить славу Шхины.

Рав Авраам Фиш не оставил детей, но перед смертью он оставил своим последователям еще одно наследие, возможно, его самый большой секрет: выходить далеко за пределы своих воображаемых способностей, даровать другим добро даже за пределами своих собственных способностей и тем самым очищать свои собственные способности. Владейте нешамой и приведите мир к повышенной святости.

(Перевод статьи в «Мишпаха», выпуск 488)

Авг 29 - 31 2023
Expired!
08:00 - 18:00
QR Code
No markers found for this Travelers' map.
Please add some markers to your posts before using this shortcode.
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype

Следующие события

2024 Май

Неделя 1

Вс 28
Пн 29
Вт 30
Ср 1
Чт 2
Пт 3
Сб 4
Вс 5
Пн 6
Вт 7
Ср 8
Чт 9
Пт 10
Сб 11
Вс 12
Пн 13
Вт 14
Ср 15
Чт 16
Пт 17
Сб 18
Вс 19
Пн 20
Вт 21
Ср 22
Чт 23
Пт 24
Сб 25
Вс 26
Пн 27
Вт 28
Ср 29
Чт 30
Пт 31
Сб 1
  • События отсутствуют

  • События отсутствуют

  • События отсутствуют

  • События отсутствуют

  • События отсутствуют

Перейти к содержимому
Update Contents
Сила Теилим Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications